Выдающиеся деятели церкви, боровшиеся за ее духовное обновление

Джон Уи́клиф (Ви́клиф)

Уиклиф – (1320 или 1324 —1384) — английский богослов и священник, профессор Оксфордского университета, основатель учения виклифистов, впоследствии превратившегося в народное движение лоллардов, реформатор и предшественник протестантизма. В 1376—1377 годах Уиклиф читал курс лекций, в которых осуждал алчность духовенства, ссылаясь на то, что ни Христос, ни Его апостолы не обладали ни имуществом, ни светской властью. В 1377 году был привлечён Лондонским епископом к суду прелатов за антипапские высказывания. В 1378 же году папа издал специальную буллу, осуждающую учение Уиклифа, однако благодаря заступничеству королевского двора и Оксфордского университета, Уиклифу удалось сохранить свободу. Смерть Григория XI и последовавший за ней папский раскол спасли его от дальнейших преследований со стороны Рима. После наступления Великого западного раскола в 1378 году, когда одновременно стали править два папы, Уиклиф клеймил папу как антихриста.

В 1381 году вспыхнуло крестьянское восстание Уота Тайлера, потрясшего до основания феодальную Англию. Последователи идей Виклифа ло́лларды принимали активное участие в восстании, отстаивая социальное равенство. Их представителем был Джон Болл. После подавления восстания лолларды подверглись в Англии преследованиям и вынуждены были бежать из страны. Сегодня трудно говорить о степени влияния Уиклифа на настроения народа, приведшие к восстанию, но то, что после подавления восстания Уиклиф и его последователи были изгнаны из Оксфордского университета, а затем отлучены от церкви, говорит об их причастности к нему. После начала преследований Уиклиф скрылся и занялся переводом Библии на среднеанглийский язык, а также написал свой главный труд «Триалог», в котором изложил реформаторские мысли. 31 декабря 1384 года Джон Уиклиф умер от инсульта.

Уиклиф учил, что собственность является плодом греха; Христос и апостолы не имели никакой собственности, и священники также не должны иметь никакой собственности. Эти доктрины вызвали негодование всего духовенства, кроме членов нищенствующих орденов. Уиклиф выступал против притязаний папства на взимание поборов с Англии и защищал право короля на секуляризацию церковных земель. Уиклиф учил, что каждый человек прямо связан с Богом без каких-либо посредников. Следовательно, церковь как промежуточное звено между человеком и Богом не нужна. Для обеспечения возможности прямой связи человека с Богом Уиклиф требовал перевести Библию с традиционного латинского языка на национальные и использовать её только в переводе.

1415 году по решению Констанцского собора Уиклиф был признан еретиком. По решению этого собора останки Уиклифа были выкопаны из земли и сожжены в 1428 году.

Ян Гус (1369 - 1415) — проповедник, мыслитель и идеолог чешской Реформации. В 1402 г. Гус был назначен настоятелем и проповедником частной Вифлеемской часовни в старой части Праги, где занимался в основном чтением проповедей на чешском языке, на которые собиралось до трёх тысяч человек. В этих проповедях Гус не только часто затрагивал повседневную жизнь (что было необычно в то время), но и открыто критиковал клир, феодалов и бюргеров. Хотя он критиковал церковь, но считал себя верным её членом, вскрывающим недостатки людей и служащим во благо церкви.

Ещё в середине 1380-х в Чехии стали распространяться труды Джона Уиклифа (Виклифа), под влияние которых попал и Гус. Проповедуя в Вифлеемской часовне, Гус высказывал мнение, отличное от официальной политики. Нельзя взимать плату за церковные таинства и продавать церковные должности. Священнику достаточно взимать небольшую плату с богачей, чтобы удовлетворить свои первейшие жизненные потребности. Нельзя слепо подчиняться церкви, а нужно думать самим, применяя слова из Священного Писания: «Если слепой поведёт слепого, оба упадут в яму». Власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть Им признана.

Собственность должна принадлежать справедливым. Несправедливый богач есть вор. Каждый христианин должен искать правду, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью.

В 1409 г. папа издал буллу против Гуса, позволившую архиепископу пражскому, противнику реформатора, предпринять против него карательные действия. Проповеди Гуса были запрещены, все подозрительные книги собраны и сожжены. Однако власти поддержали Гуса, и его влияние среди прихожан продолжало расти. Осенью того же года были запрещены проповеди в частных часовнях, одной из которых была Вифлеемская часовня. Гус отказался выполнить приказ и апеллировал к Христу.

В 1412 году антипапа Иоанн XXIII начал продажу индульгенций, так как хотел организовать поход против другого антипапы Александра V. Гус выступил как против индульгенций, так и против права иерархов христианской церкви поднимать меч на их врагов. Иоанн XXIII наложил на Гуса интердикт. В 1414 г. Гус был вызван на Констанцский собор, имевший целью объединить Римскую католическую церковь и прекратить Великий западный раскол, который к этому времени уже привёл к троепапству. На этом же соборе был посмертно осужден и Уиклиф. Император Сигизмунд обещал Гусу личную безопасность. Однако, когда Гус прибыл в Констанц и получил охранную грамоту, оказалось, что Сигизмунд дал ему обычную подорожную грамоту. Против Гуса выдвинули обвинение в ереси и организации изгнания немцев из Пражского университета, он был арестован и заключен в одной из комнат дворца. Поначалу Гус отказывался говорить на допросах, и чтобы он начал говорить, ему зачитали смертный приговор, который можно было сразу же привести в исполнение, если Гус не будет защищаться.

8 мая 1415 года моравская шляхта направила Сигизмунду петицию с требованием освободить Гуса и дать ему слово на соборе. 12 мая такой же протест выразил сейм Чехии и Моравии, а позже чешское и польское дворянство, находившееся в Констанце. Чтобы удовлетворить их, Сигизмунд организовал слушание дела Гуса на соборе, которое проходило с 5 по 8 июня. После вынесения смертного приговора Гусу, Сигизмунд и архиепископы много раз приходили к Гусу с просьбой, чтобы он отрёкся от своих убеждений.

1 июля Ян Гус направил собору послание, в котором окончательно отказался отречься от своих убеждений. 6 июля 1415 г. он был сожжён на костре. С его казнью связан ряд легенд. Так, старушке, из благочестивых побуждений подложившей вязанку хвороста в его костёр, он якобы воскликнул: «О, святая простота!» А также предсказал появление через сто лет великого реформатора, чьи начинания не будут уничтожены (Мартина Лютера), сказав: «Я-то — Гусь, а за мной придёт Лебедь!». До сих пор католическая церковь не реабилитировала Гуса. Казнь Гуса вызвала гуситские войны (1419—1434).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: