Открытие университетов

В приведенных причинах начала эпохи Возрождения ни слова не сказано, как нам представляется, о самом главном факторе его вызвавшем - массовом открытии университетов. Если мы наложим хронологию Возрождения на статистику открытия университетов, то картина получится любопытная.

1. Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век). Если к средине XIII века в Европе уже работало 11 университетов, то к концу этого периода их стало 25, то есть всего к концу XIV в. их функционировало 36.

2. Раннее Возрождение (начало XV века — конец XV века)

В течение XV было открыто еще 28 университетов и их общее число достигло 64-х. Потребность в появлении образованных теологов, юристов, врачей была вызвана развитием цивилизованности народов, потребностями развивавшейся экономики и государственного строительства. То есть Ф. Энгельс прав. Развитие производительных сил вызвало к жизни Ренессанс, но все было не так прямолинейно. Сначала появляются университеты, профессорам и студентам которых были нужны учебники. Эти учебники они находят в произведениях античных авторов. Начинается поиск таких забытых книг. Но, находя их, они открывают не только основы наук, но и совершенно противоположные христианству взгляды, которые после очистки от плесени и паутины кажутся очень оригинальными, хотя насчитывают более чем тысячелетнюю историю.

Массовое появление университетов было вызвано не развитием ремесла и торговли, а тем, что народы Европы выходят из дикого, варварского состояния и становиться на новый уровень духовного взросления. Конечно, уровни духовного развития и развития производительных сил трудно соотнести, поэтому сторонники марксизма стараются не обращать внимания на появление университетов. Однако в этих учебных заведениях началась подготовка интеллектуальной элиты, которая в последующие столетия изменит лицо европейского общества его мировоззрение и этику.

Если посмотреть на хронологию создания первых университетов: Болонский – 1158 г., Кембриджский – 1209 г., Парижский – 1213 г., Оксфордский, Саламанский - 1218 году, возникает чувство изумления. В годы Крестовых походов в Палестину и против катаров во Францию создаются учебные заведения, в которых сосредотачивается цвет образованной Европы. После того, как император Юстиниан в 529 году закрыл академию в Греции, высших учебных заведений на территории континента не существовало почти шесть столетий. В течение 60 лет открывается сразу же пять университетов, а затем появляется настоящая мода на университеты и образование. В последующие годы открывается много других в разных странах, в том числе и в славянских землях Пражский в 1348 г. и Краковский в 1364 г. Несмотря на то, что главным факультетом в них был теологический, студенты изучали философию, право, музыку и медицину.

Болонский университет — старейший непрерывно существующий университет Европы. Точная дата основания университета неизвестна, но несомненно, что в Болонье существовала школа «свободных искусств», пользовавшаяся особенной известностью в X и XI веках, где ученики в виде дополнительных занятий к курсу риторики изучали римское право.

Начало глубокому изучению права положил Ирнерий в конце XI столетия, который изучил сам без помощи учителя Юстинианово право, приобрел репутацию легиста (специалиста по римскому гражданскому праву). Ирнерий открыл свои публичные лекции в 1088 году, который считается годом основания его института, и занимал в нём кафедру до самой своей смерти (между 1125 и 1137 годами).

Уже к концу XII века болонские профессора права получили заметный перевес над прочими учёными Болоньи и приобрели европейскую известность. Это произошло благодаря научным преимуществам метода преподавания и покровительству германского императора Фридриха I. После сейма в Ронкалье в 1158 году, на котором присутствовали болонские профессора и где были урегулированы взаимные правовые отношения между императором и итальянскими городами, Фридрих дал обязательство предоставить всем студентам, изучающим в Болонье римское право, льготы: свободно путешествовать по всем странам под эгидой его авторитета, и подлежать суду профессоров или епископа.

Учиться в Болонью приезжали не только юноши, но уже вполне взрослые, семейные люди. Среди них такие, как Кузанский, Коперник, Ульрих фон Гуттен, Олоандер. Коронованные особы тоже посылали своих детей в Болонью для изучения права и изящных искусств. Удивительными для того времени особенностями университета были невозможность поступить благодаря только своему социальному положению (знание требовалось равно как с сына ремесленника, так и с сына короля), а также то, что в него принимались женщины, как в качестве студенток, так и преподавательниц.

Стекавшиеся со всех концов Европы студенты не замедлили образовать в своей среде настоящие корпорации по образцу различных ремесленных и художественных цехов того времени. Собрание всех студенческих корпораций под общим статутом и составило к концу XII века Болонский университет.

Болонский университет со дня своего образования имел две особенности, вытекающие из самых условий, при которых он образовался. Это была ассоциация студентов, выбирающая своих руководителей, которым подчинялись профессора. Профессора выбирались студентами на определенное время, получали назначенный им гонорар и обязывались не преподавать нигде, кроме Болоньи. Находясь, таким образом, в зависимости от университета и будучи лишь свободными в руководстве занятиями студентов, они могли приобрести авторитет и влияние на слушателей исключительно своими личными качествами и педагогическими талантами.

Вторая особенность Болонского университета состояла в том, что он был юридическим в противоположность Парижскому, который вначале был посвящен теологии. Медицина и свободные искусства преподавались в нём в течение XIII столетия знаменитыми профессорами; но слушатели их считались принадлежащими к юридическому университету, и только в XIV в. образовались два других факультета: 1) медицины и философии и 2) теологии. Болонский университет не был подчинен, подобно Парижскому, верховному управлению пап, так как не было нужды в церковном разрешении для преподавания римского права, которое требовалось для занятий теологией.

Духовный и нравственный авторитет, которым пользовались профессора болонской школы, сказывался в том высоком положении, какое они занимали как в самой Болонье, так и за её пределами. Они были освобождены от налогов и военной службы и, не зависимо от места рождения, получали все права граждан этого города. Они благодаря службе в университете числились рыцарями и пользовались всеми полагающимися дворянскому званию привилегиями.

За время своего существования болонский университет оказывал огромное влияние не только на Италию, но и на всю Западную Европу. По общему мнению, только здесь можно было найти глубокое знание римских законов и церковных правил. Молодежь со всех концов Европы стекалась сюда, чтобы услышать из уст болонских профессоров подлинную науку права.

Более того, в европейских странах большинство юридических факультетов были основаны по образцу болонской школы её профессорами. Демократическое устройство Болонского и других университетов делало их не только научными центрами, но и школами по обучению демократии.

Можно полагать, что родившиеся в эпоху Средневековья университеты в период Возрождения послужили мощному рывку в развитии европейской цивилизации и демократизации общества. Университеты в сочетании с книгопечатанием породили европейскую книжную культуру и вольнодумство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: