Христианские гуманисты Возрождения

Данте

Великий Данте Алигьери (1265 — 1321), прославляя земного человека, оставался на позициях подлинного христианского гуманизма, не поддавшись на эпикурейские идеи и ценности. Целый ряд признаков позволяет говорить о Данте как о предтече идей Возрождения. Он полагает, что предназначение человека — не только поиск небесного блаженства, к которому ведет религия, но и земного, даруемого философией. Земное блаженство предполагает возможность достижения на земле наивысшего возможного совершенства, не через отказ от земного, а через возведение его к совершенству посредством знания и творчества. Данте бросает человеку гениальный и пророческий призыв к благородству, подвигу и доблести ради божественной Любви.

К созерцанию Троицы поэта ведет Беатриче («Блаженство») — олицетворение божественной Любви в облике земной женщины. Один из главных мотивов «Комедии» — призыв к активной деятельности на земном поприще. Бездеятельных у Данте не впускает даже Ад, и они после смерти молят о смерти, но обречены вечно брести по месиву из собственной крови, слез и поедающих все это червей. Данте всецело стоит на позициях христианского мировоззрения. Его комедия – это проповедь христианской нравственности и описание ада как наказания за грехи. Написанная с гениальным мастерством, она превратилась в бесценное свидетельство борьбы добра и зла.

Франческо Петрарка (1304 — 1374), первый поэт общеевропейской славы создатель знаменитой «Книги Песен», к которому прислушивались папы и короли. Философия - это прежде всего наука о человеке, о его природе, жизни и смерти, путях развития человеческого общества. Истоки такой философии Петрарка видит в диалогах Платона.

Петрарка утверждал ценность человеческой культуры, человеческого знания, способного изменить мир к лучшему. Главное в человеке — его добродетель, активное проявление добрых начал. Подлинное благородство не в происхождении, а в добродетельной душе, в стремлении человека к знаниям, в творческой деятельности и в христианской вере.

Николай Кузанский (1401—1464) — выдающийся философ и теолог своего времени. Кардинал римско-католической церкви считал, что познание дано человеку Богом. Поскольку познание идет от Бога, а Бог непознаваем, то есть предел познания — это Бог. Наше человеческое знание конечно, а Бог — бесконечен, следовательно, конечное знание пытается понять бесконечность и бесконечного Бога. Поскольку Бог — это истина, то истина не познается, но осознается человеком. Получается, что путь человеческого познания ведет к «ученому незнанию», к отрицанию возможности постижения предельных божественных истин.

У личности есть бесконечные перспективы для развития и саморазвития. Человеческий микрокосм отражает весь макрокосм, всю Вселенную. Главное в жизни человека — это деятельность. Созерцательная жизнь становится невозможной, ибо человек — деятельное существо, и богопознание в указанных пределах идет через деятельность, через творчество личности.

Вера выше разума и предшествует ему, но это свет Божественного Разума и Любви, который, озаряя душу, делает ее способной к видению Истины. «Если не поверишь, не поймешь». Гуманистическое понимание ценности человеческой личности у Николая Кузанского повлияли на его современников.

Мир существует как бесконечный, если его рассматривать как свернутый в точке Максимума и Минимума, то есть, в Боге. Беспредельность — это принципиальная незавершенность мира как процесса, а также любого процесса измерения, познания мира. Сколько бы мы ни искали границ мира, мы их не найдем, так как у мира нет внешних границ, он ограничен лишь самим собой, тем, что он есть именно то, что есть, а не то, чем мог бы быть.

Кузанец утверждал, что не только Земля, но и Солнце не являются центром космоса. Во Вселенной нет ни одной неподвижной точки, так как движение относительно. Также он предполагал существование множества населенных миров, подобных нашему, и еще большее число отличных от нашего, так что ни одна из «звездных областей» не является ненаселенной. Католическая церковь никак не мешала Николаю Кузанскому излагать свои взгляды.




double arrow
Сейчас читают про: