Теософия

XIX столетие вошло в историю цивилизации, как век машин, пара и электричества, породивших индустриальное общество. Век Просвещения сменился веком науки, давшей философские и общественно-политические теории, по-новому рассматривающие человека и его место в обществе. Позитивистская философия, отказавшись от признания метафизики и религии, отбросила взгляд на человека как на триединство духа, души и тела, а марксистская теория стала рассматривать его как результат биологической эволюции, у которого главным мотивом деятельности становится удовлетворение материальных потребностей путем развития орудий труда и производительных сил. В марксистской теории человек теряет свою индивидуальность. На арену истории выступают классы, а революции являются ее «локомотивами». При таком подходе духовные качества человека утрачивают свое значение. Он становится винтиком громадной социальной машины, будь то класс, государство или партия.

Материалистический подход к проблеме человека, отрицание его духовности устраивал далеко не всех. Ответом на теорию эволюции Ч. Дарвина было учение нашей соотечественницы Елены Петровны Блаватской (1831-1891), ставшее широко известным в 1877 году, когда она издала свою книгу «Разоблаченная Изида», в которой выступила с критикой науки и религии, заявив, что с помощью мистицизма можно получить достоверные знания о человеке. Книга вызвала противоречивую реакцию критиков и общества. Некоторые считали ее одним из «выдающихся творений века», другие подвергли уничтожающей критике.

В этом же году в Нью-Йорке она основала Теософическое общество. В 1888 году Е.П. Блаватская написала свой главный труд «Тайная доктрина»», имеющий подзаголовок: «Синтез науки, религии и философии». Директор издательства «Звезды Гор»; член Совета республиканской общественной организации «Белорусский фонд Рерихов» В.В. Лобач об учении Блаватской пишет: «Учение, переданное Блаватской — синтез достижений философско-религиозной мысли человечества: подходя через анализ египетских, халдейских, индуистских, христианских, зороастрийских, гностических, буддистских и других священных первоисточников, Блаватская указывает на единую сущность всех религий и философий, стремится объединить их стройной мировоззренческой системой, названной Тайной Доктриной».

Некоторые исследователи полагают, что учение Блаватской — теософия — ставило целью доказать, что Природа не есть „случайное сочетание атомов“, и указать человеку его законное место в схеме Вселенной; показать, что скрытая сторона Природы никогда ещё не была доступна науке современной цивилизации. В учении отрицалось существование антропоморфного бога-творца, и утверждалась вера в универсальный божественный принцип — Абсолют, вера в то, что Вселенная разворачивается сама, из своей собственной Сущности, не будучи сотворенной. Блаватская называла себя не творцом системы, а лишь проводником Высших Сил, хранителем сокровенных знаний Учителей, Махатм, от которых она якобы получила все теософские истины.

В нашу задачу не входит утверждение или отрицание истинности философских воззрений Е.П. Блаватской. Отметим лишь некоторые особенности ее учения. Во-первых, ее учение носит ярко выраженный антиматериалистический характер. Она признает теорию эволюции, но трактует ее совершенно по-иному. Вот что она пишет в «Тайной доктрине»: «Ученый из Ганновера недавно опубликовал труд, в котором он доказывает с большим остроумием, что Дарвин выказал полное заблуждение, произведя человека от обезьяны. Наоборот, утверждает он, именно обезьяна произошла от человека… Его книга богато иллюстрирована диаграммами, таблицами и т.д. Она утверждает, что постепенное падение и вырождение человека, как моральное, так и физическое, легко может быть прослежено через все этнологические преображения, вплоть до наших дней. И подобно тому как одна часть уже выродилась в обезьян, цивилизованный человек наших дней, в силу действия неизбежного закона необходимости, будет наконец замещен подобным же поколением». Далее следует ее собственный вывод: «Ни Оккультизм, ни Теософия никогда не поддерживали диких теорий современных дарвинистов – менее всего происхождение обезьяны от человека». [88] Эволюция по Блаватской это развитие духовности человечества, которое должно пройти семь ступеней или рас, чтобы в своей духовной сущности приблизиться к божествам.

Во-вторых, теософия бросала вызов материализму, рассматривающему человека как результат биологического развития животного мира и отводившему решающее влияние природных инстинктов в повседневной деятельности людей. Именно так рассматривали психику человека появившиеся в начале ХХ столетия бихевиоризм и психоанализ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: