Как все начиналось?

Деятели эпохи Просвещения, вдохновленные борьбой с церковью, начали искать происхождение нравственности в природе, ища подтверждение в древнегреческих мифах. Жан-Жак Руссо создает миф о благородном дикаре, который в своей душе хранит идущие их природы естественные добродетели. Он говорит о «естественной религии», живущей в душе каждого человека. Этот миф оказался очень заразительным и его подхватывают естествоиспытатели XIX столетия, начиная с Ч. Дарвина, затем П. Кропоткина, которые начатки нравственности ищут в мире животных. В ХХ в. Конрад Лоренц создает миф о благородных хищниках, которые не убивают собратьев своего вида, а только имитируют такое желание. Биологи находят свидетельства о том, что в природе белые медведи поедают встреченных медвежат, а у бенгальских тигров во время брачных боев погибает каждый пятый. Однако мифы, рожденные этими людьми, продолжают жить, потому что они удобны атеистам, так как выводят происхождение нравственности из мира животных, но не религиозных верований.

Основоположники «марксизма», К. Маркс и Ф. Энгельс отрицали самостоятельную сущность религии, видели в ней только искаженные в общественном сознании отношения, складывающиеся между людьми. Религия рассматривалась как следствие несовершенства человеческого общества, социальной несправедливости и гнета. Маркс писал: «Религия – это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она – дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа". (К критике гегелевской философии права). Энгельс подчеркивал, что всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. По Марксу и Энгельсу, религия должна исчезнуть по мере приближения общества к коммунизму.

Такое отношение к религии не только не изменилось после краха теории марксизма-ленинизма в области экономической и социально-политической, но остается главным в мировоззрении большинства людей, считающих себя образованными, и сегодня.

Любопытно, что, будучи последовательными эволюционистами в вопросах развития природы, производства и вообще материального мира, они проявляли удивительную близорукость в отношении развития сознания и духовности людей. Им, по-видимому, и в голову не приходило, что каждый человек в отдельности и человечество в целом развивают не только орудия труда и материальное производство, но и совершенствуются духовно, а религия является сферой духовного развития человечества в его борьбе за осмысление действительности и выработке идеалов нравственности, определяющих отношение к другим людям.

Современные ученые, не имея достоверных данных, создают самые фантастические гипотезы, которые, по их мнению, позволяют приблизиться к истине. Десятки тысяч лет назад первобытный человек, движимый стремлением понять сущность окружающего мира, придумывал свои гипотезы, которые позднее назвали мифами. В них древние люди пытались ответить на вопросы: как возник мир и человек, что такое добро и зло, и как людям следует относиться друг к другу? Удивительно то, что за прошедшие тысячелетия ни один человек не смог ответить на эти вопросы так, чтобы все были согласны.

Процесс возникновения сознания у человека является величайшей тайной, которая едва ли будет раскрыта. Неоднократные эксперименты ученых по развитию сознания у животных, проходящие многие годы с применением самого совершенного оборудования показывают, что развитие их коммуникативных способностей, ориентации, сообразительности и зачатков интеллекта пока не могут привести к появлению абстрактного мышления и того, что мы зовем духовностью. Еще ни одна обезьяна не начала сочинять стихи и не задала вопрос: «А есть ли жизнь на Марсе?» Генная инженерия и хирургия в недалеком будущем, возможно, выполнят задачу программирования поведения животных при помощи вживленных в мозг чипов, но назвать это сознанием, как результатом деятельности мозга, невозможно, хотя некоторые фантасты считают, что подобные эксперименты ожидают скорее людей для превращения их в послушных хозяевам биороботов.

Необходимо отметить, что библейская легенда о сотворении человека «из праха земного» вполне соответствует теории эволюции, а к сверхъестественному относится лишь то, что Бог «вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Бытие 3:7). Этот вариант возникновения сознания при беспристрастном размышлении не кажется таким уж неприемлемым.

Увлечение материализмом, продолжавшееся три столетия с XVIII по ХХ вв. игнорировало духовное развитие людей, создавало иллюзию, что ключ к разрешению всех проблем, лежит в сфере материального производства, количественный и качественный рост которого способен принести в социальные отношения гармонию, а религия, как свидетельство отсталости и необразованности людей, будет выброшена на свалку истории. Однако в конце ХХ столетия стало ясно, что материальное производство не способно решить как проблемы всего человечества, так и отдельного человека. В это же время все большее число философов, социологов и политиков стало обращать внимание на роль религии в истории человечества. Однако стереотипы представлений о том, что религии есть искусственный и бесполезный нарост на дереве человеческого рода, продолжают жить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: