Государство

Упрощенные представления о государстве только как об орудии классового господства вызывают сомнения. Конечно охрана собственности, прежде всего, принадлежавшей царю и знати была его важной функцией, но в древнем обществе царил произвол сильных физически над более слабыми. Первое правовое установление, ограничивающее подобный произвол гласило: «око за око, зуб за зуб». Некоторые современные ученые говорят, что его не нужно понимать прямо, что оно лишь предполагало известные пропорции в величине денежной компенсации за нанесенное увечье. Это мнение кажется просто надуманным, в древнем обществе люди понимали, что устанавливать справедливость можно только наказанием, соответствующим величине нанесенного ущерба, поэтому за выбитый глаз нужно было отдать свой. Гораздо позднее, с развитием денежных отношений пришло осознание, что потерянный глаз не вернешь, а денежная компенсация позволит хоть что-то приобрести взамен. Этот принцип равновеликого наказания за совершенное преступление нуждался в защите, кто будет осуществлять его на практике? Функция поддержания порядка и справедливых отношений в обществе ложилась на государство. Не случайно, что судебные функции являлись уделом вождей, а затем царей. Еще не существовало права, законов, но люди нуждались в справедливости и вожди осуществляли ее не только силой своего авторитета, но и опираясь на мудрость и волю богов, которые якобы подсказывали им решения. Исторические данные говорят, что в древнем обществе вождь очень часто совмещал функции жреца. Впрочем, эта традиция дожила до Римской империи, где со времен Цезаря император был и верховным жрецом.

Воля богов придавала легитимность и авторитет верховной власти всех царей древности. В Египте фараоны первых династий считались живыми богами, и лишь позднее они становятся их сыновьями. В Риме, наоборот, с установлением империи императоры не только жрецы, но и боги, которым обязаны поклоняться граждане. Можно дискутировать на тему, хорошо это было или плохо, несомненным является одно, что крепкая централизованная власть обеспечивала в государстве порядок, а в обществе благополучие. Она не снимала социальных проблем, но поддерживала между классами равновесие. Не случайно египтяне связывали процветание страны и народа с благополучием фараона. Конфуций – первый человек, который с подлинно научных позиций обосновывал необходимость крепкой власти мудрого правителя, а почитание и исполнение воли такого правителя считал одним из важнейших законов, обязательных для всех подданных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: