Образы богов и нравы людей

Сравнивая характер развития религий у различных народов, мы видим, что многие из них очень существенно, если не кардинально отличаются друг от друга по своим морально-этическим учениям. В этой связи очень глубокий смысл имеет высказывание английского исследователя Джеймса Велларда, который о религии Древнего Вавилона говорил вслед за Л. Фейербахом следующее: «Удача, талант, общественное положение или богатство воспринимались как дар богов, которые легко могут отнять то, что сами же и дали. В подобных религиозных системах природа самих богов – главная характерная черта, и, если боги жестокие, жадные, безжалостные и несправедливые, их последователи приобретают те же качества. Это видно на примере многих языческих религий. Классический пример – финикийский культ Ваала, пожирателя детей. И напротив, там, где люди облагораживали своих богов (как, например, греки облагородили своего Аполлона, изначально бывшего разрушителем), их собственный образ жизни становится мягким и гуманным… В то же время людям нужно было как-то осмыслить существование зла, лжи, несправедливости и порока. Поскольку считалось, что простой человек не имеет свободы воли, то ответственными за зло были объявлены некоторые злые боги. Действительно, такая простая логика придавала религии силу: ведь невозможно любить бога и доверять ему, если он одновременно ответственен за добро, и за зло, и за счастье, и за страдание человечества, за весенние цветы и за смерть ребенка». [117] Рассматривая религии с позиций присущих им этических воззрений, в значительной степени определяющих нравы своих последователей, можно увидеть довольно четкое их разделение на гуманистические и антигуманистические. Важнейшим критерием для такой классификации является характер приносимых жертв. В ряде восточных религий в жертву богам приносятся благовония и лепестки цветов, что отражает их характер. В то же время до наших дней дошли культы (сатанисты), в которых лучшей жертвой является человек, особенно невинный младенец.

Яркий пример связи религии с нравами людей существует в Месопотамии. Через тысячу лет после правления мудрого законодателя Хаммурапи на этих землях возникает новое государство Ассирия, которая в период с 900-612 гг. до н.э. была наиболее могущественным царством Передней Азии. Ассирийцы были великими воинами, но еще больше отличались своей жестокостью. Об этом мы можем судить по многочисленным надписям правителей, носящим такой характер: «Воинов я заколол 4 раза по 3600 человек; тех, кто остался в живых, я, выколов им глаза, взял в плен». «Жители города Хиримм, моего заклятого врага, были зарезаны, ни один из них не остался в живых. Трупы их, повешенные на столбах, стеной окружали город». «34 сильных города я захватил, а также небольшие города, которым и числа нет, я осадил, захватил, опустошил, разрушил, сравнял с землей, предал огню. Дымом от пожаров, как страшным ураганом, покрыл я свод широкого неба».

«Как бурный поток, разлившийся от дождей в пору созревания, так текла по широкой земле их кровь, пролитая мной. Горячие кони моей упряжки шли в потоке их крови, как по реке. Колеса моей боевой колесницы, давящей все злое и плохое, купались в их крови и испражнениях». [118] Ассирийские цари брали за образец Вавилонию, которая обладала более высокой культурой. Они заимствовали у захваченных вавилонян их культурные достижения, письменность и религию. Ассирийцы переняли шумеро-вавилонский пантеон богов, священные места, а город Мардука стал местом паломничества царей. Но кровожадные ассирийцы не хотели брать за образец мудрость и гуманизм таких правителей как Хаммурапи. Даже среди старых вавилонских богов, они наиболее популярным сделали культ бога Раммана (он же Адад – бог грома, бури и ветра). Причина этой популярности заключалась в разрушительной стороне его деятельности, которая наводила страх и была призвана помочь в победе над многочисленными врагами.

Приспосабливая старые вавилонские культы к собственным потребностям, они богиню плодородия и любви Иштар превратили в грозную воительницу, которая облачена в одежду из пламени, распространявшую вокруг огненный жар и блеск.

Эти примеры показывают, люди выбирают себе религиозные культы, которые соответствуют их нравственным наклонностям, одних делая гуманными и справедливыми, других кровожадными и жестокими. Бог Сет в Древнем Египте, стал к началу I тысячелетия до н.э. олицетворением зла, демоном бесплодной песчаной пустыни, однако культ этого бога был распространен среди воинов египетской армии. Можно сказать, что не только боги создавали людей по своему образу и подобию, но и люди избирали себе богов соответствующим образом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: