Вопрос 2. Экономические и административные аспекты водного хозяйства. Вопросы экологической безопасности при использовании международных водных ресурсов

Эффективное водное хозяйство - это умение уравновесить имеющиеся водные ресурсы территории и спрос на них, не допуская при этом ухудшения качества окружающей среды - это искусство соблюдать водохозяйственный баланс. Два различных пути: 1) увеличивать подачу воды, т.е есть увеличивать доступный объем возобновимых ресурсов с помощью плотин, перебросок воды, опреснения соленых вод и пр. 2) более экономно использовать имеющиеся ресурсы, без их увеличения, то есть снижать спрос на воду.

Главным пользователем воды в мире является ирригация (65% всей забираемой воды). В аридных районах этот показатель намного выше - до 98% (Египта). Эффективность орошения очень низкая - только половина или даже четверть забираемой на орошение воды в конечном итоге достигает поливаемого растения на поле.

Основная стратегия снижения водопотребления в промышленности - увеличение степени оборачиваемости воды в производственном цикле. Также вода потребляется населением.

Для успешного водного хозяйства необходимо комбинировать инженерные, экономические, экологические, юридические, социальные, политические действия.

Экономическое и административные аспекты водного хозяйства.

Городское население потребляет не более 10% все объема забираемой воды, но это очень дорогая вода ввиду необходимости использования дорогостоящих систем очистки и водоснабжения. Значительной экономии воды в домашнем хозяйстве можно добиться применяя более эффективную сантехнику. Кроме того необходимо соблюдать баланс между потребностями различных общественных групп и секторов экономики.

Вопросы экологической безопасности при использовании международных водных ресурсов. Опыт управления международными реками и озерами.

Управление водными ресурсами удобнее всего осуществлять для всего бассейна реки или озера или бассейна подземных вод. Однако политические и административные границы, как правило, не совпадают с водоразделами. На международном уровне это может приводить к конфликтам. Наибольшие трудности, заключаются в том, что территории, расположенные выше по течению реки, находятся в преимущественном положении, чем нижележащие. Комиссия ООН сформулировала принципы международного сотрудничества в области водных ресурсов:

1) Информировать соседние государства и консультироваться с ними, прежде чем предпринимать какие-либо действия, которые могут привести к изменениям состояния разделяемых водных ресурсов;

2) Регулярно обмениваться гидрологическими данными;

3) Избегать причинения ущерба другим пользователям водных ресурсов;

4) Распределять воду из общего водоисточника разумно и справедливо.

Стратегиярешения водных проблем заключается в таком управлении бассейном,которое бы обеспечивало экономическое развитие без ухудшения водных и связанных с ними других природных ресурсов.

На опыте таких европейских стран, как Франция, Германия и Швеция, мы видим, что в управлении водными ресурсами рыночные инструменты разумно сочетаются с административными рычагами:

- устанавливаются рамки действия рынка;

- доступ на рынок регулируется антимонопольной политикой путем лицензирования и сертификации;

- задаются определенные экономические параметры (виды и ставки налогов, фиксированные платежи в бюджет, налоговые льготы, организационная политика);

- определяются направления и суммы расходов бюджетных средств, стратегия инновационной политики.

Однако экономический механизм водопользования базируется на реализации принципа платности и покрытия всех расходов, связанных с управлением водными ресурсами, их развитием и охраной. Реализация такого экономического механизма осуществляется в виде взыскания платы за все виды водопользования и возмещения всех необходимых расходов на содержание водного хозяйства в надлежащем состоянии.

В то же время водные объекты остаются в собственности государства, что способствует его контролю за рациональным использованием водных ресурсов и их охраной.

Возмещение расходов водного хозяйства реализуется в разных формах, в частности, таких как:

- плата за потребление определенного количества воды;

- плата за единицу водопользования (человек, пользователь, орошаемый гектар);

- плата за превышение лимита воды;

- плата за загрязнение воды;

- продажа права на воду (плата за лицензию);

- налогообложение предприятия, включающее плату за воду;

- акционерное право на воду.

Таким образом, наиболее высокая плата за воду приходится на промышленно-коммунальное водоснабжение, которое полностью покрывает долю расходов водного хозяйства на его обслуживание.

Ирригационные водопользователи благодаря государственным дотациям находятся в привилегированном положении.

Развитие водного хозяйства, широкомасштабное водохозяйственное строительство, мелиорация земель осуществляются при полном финансировании со стороны государства с привлечением денежных средств местных бюджетов и землепользователей.

Большинство стран устанавливают цену на воду для промышленности и муниципального потребления с учетом самоокупаемости систем и определенной доли прибыли.

Во многих странах введена блочно-нарастающая система цен, при которой плата в пределах необходимого жесткого норматива осуществляется по минимальной цене, а по мере увеличения забора воды цена прогрессивно растет.Сельскохозяйственное и коммунальное водоснабжение находится на самоокупаемости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: