Концепция внедрения государственного аудита в Республике Казахстан (далее – Концепция) разработана в соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства», в котором отмечалось: «Нам нужно создать комплексную систему государственного аудита на основе самого передового мирового опыта».
Концепция внедрения государственного аудита в Республике Казахстан (далее – Концепция) разработана в соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства», в котором отмечалось: «Нам нужно создать комплексную систему государственного аудита на основе самого передового мирового опыта». В международной практике такую роль выполняет государственный аудит.
В целом государственный аудит для Казахстана видится как целостная и независимая оценка эффективности деятельности объектов аудита, охватывающая не только финансовые вопросы, но и все направления их деятельности с представлением действенных рекомендаций на основе выявленных недостатков и предложений по управлению рисками.
Полноценное внедрение государственного аудита может явиться одним из важных направлений в совершенствовании контроля государственных средств, а также одним из наиболее действенных инструментов достижения поставленных стратегических целей и задач.
Целью Концепции является определение основных направлений реформирования действующей системы государственного финансового контроля и концептуальных подходов к внедрению государственного аудита.
Целью государственного аудита является выработка рекомендаций для повышения эффективности управления и использования государственных средств и активов государства на основе оценки деятельности государственных органов и субъектов квазигосударственного сектора в развитии экономики или отдельных ее отраслей.
Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:
1) формирование законодательной базы, регламентирующей виды, субъекты и объекты государственного аудита;
2) подготовка соответствующей международным стандартам методологической основы проведения государственного аудита и финансового контроля;
3) совершенствование системы государственного финансового контроля, как инструмента контроля за эффективным использованием государственных средств и активов;
4) формирование сбалансированной структуры органов государственного аудита с учетом четкого разграничения их полномочий и эффективного взаимодействия;
5) создание отвечающей международным требованиям системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников органов государственного аудита и финансового контроля;
6) создание интегрированной информационной системы государственного аудита;
7) внедрение системы сертификации государственных аудиторов.
Период реализации:
Внедрение государственного аудита будет осуществляться поэтапно.
Первый этап (2013 – 2014 годы) – создание законодательной и методологической базы государственного аудита, соответствующей руководящим принципам Лимской декларации и международным стандартам государственного аудита.
Основные принципы государственного аудита и финансового контроля:
1) независимость;
2) объективность;
3) профессиональная компетентность;
4) конфиденциальность;
5) достоверность;
6) прозрачность;
7) гласность;
8) взаимное признание результатов аудита и контроля.
Отличие аудита от контроля заключается в том, что аудит носит не карательный, а предупредительный характер.
Система государственного финансового контроля будет направлена на выявление нарушений и принятие мер реагирования, а государственный аудит будет введен в качестве оценки управления, направленной на совершенствование и повышение эффективности деятельности объекта аудита.
В зависимости от субъекта государственный аудит подразделяется на внешний и внутренний аудит.
Основной задачей внешнего аудита будет контроль (оценка) за эффективным использованием национальных ресурсов (финансовых, природных, производственных, трудовых, информационных) для обеспечения динамичного роста качества жизненных условий населения и национальной безопасности страны.
Миссией внутреннего аудита станет анализ достижения государственным органом прямых и конечных результатов, предусмотренных в стратегических и программных документах, эффективности внутренних процессов организации деятельности государственных органов, в том числе исполнения закрепленных за ними функций, качества оказываемых услуг.
Субъектами внешнего государственного аудита (финансового контроля) будут выступать Счетный комитет и ревизионные комиссии. Субъектами внутреннего государственного аудита (финансового контроля) станут уполномоченный Правительством Республики Казахстан орган по внутреннему аудиту (далее – Уполномоченный орган по внутреннему аудиту) и службы внутреннего аудита (далее – СВА) в центральных государственных органах и аппаратах акимов областей, города республиканского значения, столицы.
Государственный аудит будет включать аудит финансовой отчетности, аудит соответствия (финансовый контроль) и аудит эффективности.