Тема 2. Тактика предварительного расследования

Ни один смертный не способен скрыть секрета. Если губы его молчат, то проговариваются пальцы его рук.

З. Фрейд.

№ 1.

Афонин, обвиняемый в убийстве жены, будучи заключенным под стражей, интересовался возможностями выявления изображения убийцы путем исследования сетчатки глаза жертвы. Узнав об этом, следователь сфотографировал глаз человека, изготовил его крупномасштабный снимок, вмонтировал в изображение глаза портрет обвиняемого Афонина и репродукцию монтажа представил обвиняемому на очередном допросе, в результате чего получил от него признание вины в совершении преступления.[18]

Допустим ли данный прием психологического воздействия со стороны следователя?

№2***

"Следователь:

-Вы узнаете этот нож?

Обвиняемый:

- Узнаю...

-Узнаете?!

-Конечно узнаю... Вы же мне его каждый день уже второй месяц показываете!"

Оцените с этической точки зрения допустимость тактики ведения следователем допроса обвиняемого.

№3***

В совершении преступления подозревались два брата - Николай и Петр, достаточными доказательствами вины которых следствие не располагало. Николай на допросах уверял следователя, что они невиновны. Следователь предложил ему сказать брату: "Петя, я сказал всю правду, говори и ты правду". Николай согласился. В результате Петр признался в том, что они с братом совершили преступление[19].

Допустимо ли с этической точки зрения применение следователем указанного приема психологического воздействия на подозреваемого?

№4***

Некий Кузин был арестован по подозрению в убийстве своей жены. На очередном допросе Кузина, отрицавшего свою вину, следователь достал из сейфа конверт с фотоснимками трупа и места происшествия. На конверте было написано: "Лично прокурору". Следователь начал рассматривать снимки так, что подозреваемому были видны только надпись на конверте и оборотная сторона фотографий. При этом ему было предложено рассказать, как он возвращался с кладбища, расставшись с женой, которую впоследствии нашли убитой. "Этот пакет испугал меня, - вспоминал потом Кузин. - Я был уверен, что каждый мой шаг был сфотографирован, и поэтому все рассказал правильно. Лишь позднее я понял, что никто меня не мог фотографировать".[20]

Оцените допустимость с этической точки зрения применение следователем указанного приема психологического воздействия на подозреваемого?

№5***

По одному уголовному делу следовало установить, встречались ли для согласования показаний взяткополучатель Ников и посредник Шульц. В своих показаниях Ников отрицал встречи с Шульцем.

Первым следователь вызвал на допрос Шульца. Как и следовало ожидать, он показал, что длительное время не встречался с Никовым. Записав показания обвиняемого, следователь отпустил его.

Затем в кабинет пригласили Никова. Он знал, что Шульц только что был на допросе, но поговорить с ним не успел. В присутствии Никова следователь подписал протокол допроса Шульца и с нескрываемым интересом стал его перечитывать. По тому, как он читал протокол и посматривал на допрашиваемого, тот сделал вывод, что Шульц дал какие-то важные показания. Пауза затянулась и Ников забеспокоился.

- Так вы утверждаете, что не видели Шульца больше года? - спросил следователь, оторвавшись, наконец, от бумаг.

- Да, то есть точно не помню, - в голосе Никова уже не чувствовалось уверенности.

- Вы обсуждали с Шульцем, какую вам позицию занять по поводу показаний Пельцера? - тоном, не вызывающим сомнений в осведомленности, спросил следователь.

- Нет, мы только возмущались его показаниями...[21]

Оцените тактический прием, примененный следователем. Укажите, в чем разница между обманом и созданием у допрашиваемого преувеличенного представления об осведомленности следователя?

№6***

Костин был задержан сразу же после угона им автомашины ЗИЛ - 150. У следователя, расследовавшего это дело, в производстве находилось и дело об угоне автомашины ГАЗ -69, ранее совершенном неустановленным лицом. На рулевом колесе автомашины ГАЗ - 69 были обнаружены следы пальцев рук, непригодные для идентификации. Поскольку способ угона в обоих случаях был одинаковым, следователь заподозрил Костина в угоне автомашины ГАЗ - 69. Однако последний отрицал свою причастность к преступлению. Тогда следователь заявил Костину, что на рулевом колесе автомашины ГАЗ-69 остались отпечатки пальцев рук угонщика, и показал ему фотоснимки следов пальцев рук из другого уголовного дела. Когда же следователь принес приспособление для дактилоскопирования, Костин сказал, что автомашину ГАЗ-69 угнал он.[22]

Является ли допустимым примененный следователем прием психологического воздействия?

№7***

Следователь Хренов по делу об убийстве задержал Трындина и Жмырева. В ходе допросов оба отрицали свою вину. Тогда следователь попросил Трындина написать подробно свою автобиографию, указав, что это очень важно для дела и попросил писать все подробно. Жмырева же следователь провел по коридору и, указав в приоткрытую дверь на пишущего Трындина, сказал: ты его выгораживаешь, а ведь он смотри, как все подробно описываете, и, небось, тебя не выгораживает.

После этого Жмырев признался в совершении преступления.

Оцените примененный следователем тактический прием с точки зрения соблюдения требований морали.

№8***

Следователь задержал по подозрению в совершении преступления Мясникова и Поросенкова. Оба отрицали свою причастность к совершению преступления. Тогда следователь поступил следующим образом: он начал по несколько раз в день вызывать к себе на допрос Мясникова, и продержав его некоторое время у себя в кабинете, так ни о чем и не спросив, отпускал обратно в изолятор. Содержащийся с ним о одной камере Поросенков интересовался, о чем его спрашивал следователь, на что Мясников честно отвечал, что ни о чем. Поросенков заподозрил Мясникова в нечестности, и сам вызвался на допрос, дав признательные показания.

Дайте оценку допустимости с этической точки зрения тактического приема, примененного следователем.

№9***

В к/ф "Джентльмены удачи" следователь просит воспитателя детского сада, как две капли воды похожего на преступника, заменить того, чтобы найти украденную музейную редкость.

В к/ф "Место встречи изменить нельзя" в целях разоблачения преступной группы "Черная кошка" в нее был внедрен следователь В. Шарапов.

Вспомните развитие событий и результаты использования следователем "оперативного внедрения" в обоих случаях.

Как Вы оцениваете применение данного приема с этической точки зрения?

№10***

В органы внутренних дел обратился гражданин Незавибатько, который сообщил, что его знакомая Электра Делибалтова предложила ему убить ее мужа, за что она гарантировала ему вознаграждение в размере 3 тыс. долларов. Незавибатько пообещал ей подумать. Оперативные сотрудники предложили ему согласиться на данное предложение, договорились с гр-ном Делибалтовым и сфотографировали его якобы мертвым. Гражданка Делибалтова была взята с поличным в момент передачи денег Незавибатько.

Оцените с этической точки зрения допустимость тактического приема, примененного органами следствия..

№11

Оцените допустимость с этической точки зрения предложенных тактических приемов, примененным следователями в ходе производства следственных действий.

Заполните таблицу, отразив с правой стороны допустимость (недопустимость) примененного тактического приема, указав, соответственно, значок (+ или -), а также в графе "мотивировка" - признаки (критерии), которыми Вы руководствовались, принимая соответствующее решение:

Сущность тактического приема +/-
1. Использование негативного отношения допрашиваемого к обвиняемому, так называемое "использование "слабых мест" в психике обвиняемого (игра на чувствах мести, ревности, стяжательства и т.д.). Например: следователь говорит свидетелю: «Вы выгораживаете человека, который в прошлом причинил Вам столько несчастий. Подумайте, заслуживает ли он такого акта благородства с Вашей стороны и поступил ли бы он на Вашем месте так же, как поступаете сейчас Вы?»  
  Мотивировка:  
2. Использование позитивного отношения допрашиваемого к другим людям, так называемое "использование положительных свойств личности" (игра на чувстве любви, уважения, дружбы и т.д.). Например: следователь говорит несовершеннолетнему обвиняемому: «Вы берете вину на себя, выгораживая соучастника и, соответственно, ухудшая свое положение. Подумайте, что будет с Вашей мамой, когда Вы получите строгое наказание. Перенесет ли она это горе?»  
  Мотивировка:  
3. Использование набожности допрашиваемого. Например: Следователь достает икону и говорит свидетелю: «А теперь перед ликом Бога поклянитесь, что Вы только что сказали правду».  
  Мотивировка:  
4. Использование невежества допрашиваемого: Например: следователь выдает какой-либо прибор за детектор лжи и говорит свидетелю, что когда тот начнет лгать, кнопка на приборе будет загораться.  
  Мотивировка:  
  Формирование у заинтересованного лица истинного представления об обстановке и условиях, в которых ему придется действовать, путем передачи информации о реальных обстоятельствах, способных повлиять на него нужным для следователя способом. Например: Следователь сообщает подследственному, находящемуся на свободе, об аресте соучастников.  
  Мотивировка:  
6. Формирование у лица ошибочного представления о тех обстоятельствах, знание которых могло бы привести к нежелательным для следователя решениям и действиям. Например: 1) оставление в неведении относительно имеющихся у следователя доказательств; 2) создание преувеличенного представления об объеме имеющихся у следователя.  
  Мотивировка:  
7. Формирование у лица целей, совпадающие с целями следствия, побуждающих к компромиссным решениям и действиям Например: побуждение к добровольному возмещению вреда.  
  Мотивировка:  
8. Формирование у лица целей, попытка достижения которых поставит его в невыгодное положение. Т.Е. следователь косвенным путем формирует у обвиняемого или подозреваемого намерение, могущее разоблачить его. Например: следователь косвенным путем формирует у подозреваемого желание передать сообщение соучастнику, что приводит к выдаче связи с ним.  
  Мотивировка:  
9. Формирование у лица ошибочного представления о целях отдельных действий следователя, благодаря чему подлинная цель, не вызывая противодействия, достигается без помех. Например: Проводится следственный эксперимент с целью установления реакции водителя на внезапно возникшее препятствие. Следователь сообщает водителю о том, что целью следственного эксперимента будет являться необходимость проверить его способность проехать определенный путь с определенной скоростью за определенное время.  
  Мотивировка:  
10. Создание препятствий для правильной оценки заинтересованными лицами подлинных действий следователя. Например: отыскивая важный для дела документ, следователь осматривает и изымает большое количество документации, в том числе не имеющей никакого отношения к делу.  
  Мотивировка:  
11. Формирование у заинтересованных лиц ошибочного представления о неосведомленности следователя относительно подлинных целей, которые они преследуют. Например: зная об инсценировки кражи со взломом, следователь делает вид, что ни в чем не подозревает материально ответственное лицо и делает вид, что принимает его попытки направить расследование по ложному пути за искреннюю помощь.  
  Мотивировка:  
12. Формирование у обвиняемого или подозреваемого ошибочного представления о неосведомленности следователя относительно ложности выдвинутых объяснений и представленных доказательств, что побуждает виновного не прибегать к другим ухищрениям.  
  Мотивировка:  
13. Формирование у подследственного намерения воспользоваться невыгодными средствами противодействия расследованию. Например: следователь не препятствует попыткам подследственного создать себе мнимое алиби, а потом использует этот факт в подходящий момент.  
14. Формирование у заинтересованного лица ложного представления об обстановке и условиях, в которых ему придется действовать, путем передачи информации о мнимых обстоятельствах, способных повлиять на него нужным для следователя способом. Например: Следователь сообщает подследственному, находящемуся на свободе, о признании вины его соучастниками; Следователь заявляет, что эксперт дал категоричное заключение о наличии следов обуви обвиняемого на месте происшествия.  
15. Имитация действий, рассчитанных на то, чтобы запугать способных запугать обвиняемого. Например: во время допроса коллега следователя в соседнем кабинете бьет ремнем по кожаному дивану, создавая иллюзию избиения другого допрашиваемого.  
       

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: