Тема Мировой опыт поддержки инновационной деятельности

13.1.Особенности государственной поддержки инновационной деятельности в ИРС

13.2.Трансфер технологий

13.1.Особенности государственной поддержки инновационной деятельности в ИРС

Рассмотрим опыт стран, входящих в технологическое ядро мирового развития (США, Япония, Германия, Англия, Франция), в частности органы государственного регулирования инновационной деятельности, финансирование, льготы в налоговой и кредитной системах, внеэкономической деятельности, формы поддержки в научно-методическом и информационном обеспечении инновационной деятельности, сти­мулирование кооперации и повышения конкурентоспособности выпускаемых товаров.

В настоящее время можно выделить три главных типа моделей научно-инновационного развития промышленно развитых стран:

1.Страны, ориентированные на лидерство в науке, реализацию

крупномасштабных целевых проектов, охватывающих все стадии научно-производственного цикла, как правило, со значительной долей
научно-инновационного потенциала в оборонном секторе (США, Англия, Франция);

2.Страны, ориентированные на распространение нововведений, создание благоприятной инновацион­ной среды, рационализацию всей структуры экономики (Германия, Швеция, Швейцария);

3.Страны, стимулирующие нововведения путем развития инновационной инфраструктуры, обеспече­ния восприимчивости к достижениям мирового научно-технического прогресса, координации дейст­вий различных секторов в области науки и технологий (Япония, Южная Корея).

Органами государственного регулирования инновационной деятельности в США являются: Американский научный фонд (курирует фундаментальные исследования); Американский научный совет (курирует промышленность и университеты); НАСА; Национальное бюро стандартов; Министерство обороны; Национальный центр промышленных исследований; Национальная академия наук; Национальная техническая академия; Американская ассоциация содействия развитию науки.

Последние четыре структуры имеют смешанное финансирование, остальные - из федерального бюджета. Источники финансирования: около 50 % - частные фирмы и организации, 46 % - федеральное правительство (на основе конкурсов), остальное - университеты, колледжи, неправительственные орга­низации.

Государство стимулирует создание венчурных фондов и исследовательских центров. По пред­ставлению Национального научного фонда США наиболее эффективные исследовательские центры и венчурные фонды могут первые 5 лет полностью или частично финансироваться из федерального бюд­жета. Самые эффективные и наукоемкие исследования государство финансирует полностью из-за их сложности, высоких издержек, риска, сильной международной конкуренции.

В США существует практика бесплатной выдачи лицензий на коммерческое использование изо­бретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью федераль­ного правительства.

Существенный элемент прямой поддержки инновационных процессов - формирование государ­ственной инновационной инфраструктуры. Государство может создавать сети центров распространения нововведений и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам. Государство способствует формированию рынка инноваций, и само выступает его агентом.

Государственные органы призваны осуществлять мониторинг и прогнозирование инновацион­ных процессов в стране и за рубежом, а часто и поиск наиболее эффективных передовых технологий для широкого внедрения. Особое место занимает государственная экспертиза инновационных проектов, поскольку отдельным организациям, осуществляющим нововведения, трудно оценить все их возмож­ные эффекты в общеэкономическом масштабе.

Особенностью государственной инновационной политики США является также низкая «ведом­ственная» концентрация решений по выработке и реализации инновационных проектов.

В США большое внимание уделяется прогнозированию, стандартизации, оптимизации управ­ленческого решения, государственной экспертизе инновационных проектов, ведению государственной статистики инноваций, отработан механизм развития внутренней и международной конкуренции, анти­трестовское законодательство действует уже более 100 лет.

Ключевую роль в определении стратегии развития промышленности Японии, разработке про­мышленных НИОКР и их внедрении играет Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП). Контроль за выполнением конкретных направлений НТП осуществляет Управление по науке и технике. Под эгидой МВТП находится и Японская ассоциация промышленных технологий, которая за­нимается экспортом и импортом лицензий. Имеется долговременная программа научно-технического развития страны, осуществляется стимулирование прикладных исследований и закупок лицензий за ру­бежом. В реализации НТП опора делается на крупные корпорации.

На сегодняшний день в Японии, государственные расходы на НИОКР увеличились до 3,5 % ВВП, в основном на фундаментальные исследования и генерирование принципиально новых идей. Го­сударственная политика Японии направлена на превращение страны из импортера лицензий в их экс­портера.

Министерство внешней торговли и промышленности Японии не только определяет стратегию общего и отраслевого развития промышленности и внешней торговли, но и имеет в своем распоряжении достаточно большой арсенал средств и методов, позволяющих конкретизировать эту стратегию. Помимо традиционных экономических и администра­тивных способов воздействия на развитие экспортного производства и экспорта, таких как льготное кредитование и страхование экспорта, частичное освобождение экспортеров от уплаты налогов, прямое субсидирование, государственная комплексная помощь экспортерам, содействие их сбытовой деятель­ности и т.п., японские государственные органы широко используют и косвенные методы: целевое распределение финансовых ресурсов, предоставляемых банками, и сосредоточе­ние их в приоритетных отраслях; содействие организациям в приобретении передовой технологии; контроль за научно-техническим обменом со странами.

Японская модель интеграции науки и производства, научно-технического прогресса предполага­ет строительство совершенно новых городов-технополисов, сосредотачивающих НИОКР и наукоемкое промышленное производство. Стратегия технополисов - это стратегия прорыва в новые сферы деятельности на основе разви­тия сети региональных центров высшего технологического уровня, а тем самым - это стратегия интел­лектуализации всего японского хозяйства.

Государственное регулирование инновационными процессами в Японии также характеризуется индикативным планированием НИОКР, высокими импортными таможенными тарифами, предоставле­нием налоговых и кредитных льгот в финансировании НИОКР, протекционистской политикой в про­движении наукоемкой продукции.

Германия, Англия, Франция входят в Евросоюз и занимают соответственно 3 (2,3 % ВВП), 4 (2,4 % ВВП) и 5-е (2,2 %) места в мире по абсолютной величине затрат на НИОКР. Из федерального бюджета НИОКР фи­нансируется на 35-45 %.

Евросоюз большое внимание уделяет активизации инновационной деятельности. К основным направлениям инновационной политики Евросоюза относятся::

- выработка единого антимонопольного законодательства;

- использование системы ускоренной амортизации оборудования;

- льготное налогообложение НИОКР;

- поощрение малого наукоемкого бизнеса;

- прямое финансирование организаций для поощрения инноваций в области новейшей технологии;

- стимулирование сотрудничества университетской науки и организаций, производящих наукоемкую продукцию.

Основой инновационной политики Евросоюза является «План развития международной инфра­структуры инноваций и передачи технологий», принятый в 1985 году. Главная цель данного документа - ускорение и упрощение процессов воплощения результатов научных исследований в готовых продук­тах на национальном и наднациональном уровнях, а также содействие распространению инноваций в Евросоюзе.

С 1988 года действует программа «ВЭЛЬЮ» по распространению в Евросоюзе результатов НИОКР.

В ответ на падение доли европейских компаний на рынках высоких технологий были приняты: ЭСПРИТ - Европейская стратегическая программа научных исследований в сфере технологии ин­формационных систем; РАСЕ - исследование передовых способов связи в Европе (цель - проведение совместных НИР в области интегрированной широкополосной связи); ЭВРИКА - комплексная программа, направленная на стимулирование появления путем альянсов между европейскими группами мощных промышленных компаний, способных противостоять кон­куренции, особенно со стороны американских и японских корпораций и организовать скоординированные европейские НИОКР в шести областях: оптроника, новые материалы, большие ЭВМ, мощ­ные лазеры, ускорители частиц, искусственный интеллект.

Стимулирование инновационной деятельности в Евросоюзе осуществляется примерно на тех же принципах, которые приняты в мировой практике.

13.2 Трансферт технологий

Передача технологии может осуществляться в различных формах, разными способами и по раз­ным каналам. Она может передаваться на коммерческой и некоммерческой основе, быть внутриорганизационной, внутригосударственной и международной. Формы передачи технологии на некоммерческой основе: специальная литература, компьютерные банки данных, патенты, справочники; конференции, выставки, симпозиумы, семинары; обучение, ста­жировка, практика; перекрестное лицензирование на паритетной основе; миграция ученых и специали­стов из научных в коммерческие структуры и обратно и т.д.

Основной поток передачи технологии в некоммерческой форме приходится на некоммерческую, непатентоспособную информацию - фундаментальные исследования, научные открытия и незапатенто­ванные изобретения.

Некоммерческие формы передачи технологии, в том числе внутриорганизационный трансфер, осуществляется свободно и не нуждается в договорно-правовом оформлении и регламентации.

Основными формами коммерческой передачи информации являются: продажа технологии в ма­териализованном виде; прямые инвестиции и сопровождающие их строительство, реконструкция, мо­дернизация предприятий, производств; портфельные инвестиции; продажа патентов; продажа лицензий на все виды запатентованной промышленной собственности, кроме товарных знаков; продажа лицензий на незапатентованные виды промышленной собственности - "ноу-хау", секреты производства, техноло­гический опыт и пр.; совместное проведение опытно-конструкторских работ, научно-производственная кооперация; инжиниринг и т.д.

Коммерческие формы передачи технологии, как внутренние, так и международные, оформляют­ся в виде договора (лицензионного, о научно-техническом сотрудничестве, о совместном производстве или договора купли-продажи).

Помимо указанных, можно классифицировать трансфер технологий по следующим признакам:

1) по направлению передачи технологий (нижеперечисленные формы передачи технологий на практике могут взаимодополнять или взаимозаменять друг друга):

- вертикальная передача - это межорганизационный процесс, осуществляемый по стадиям цикла "ис­следование - производство";

- горизонтальная передача - это внутриорганизационный процесс передачи информации из одной на­учной области в другую;

2) по количеству участников и степени их участия:

- активная передача - посредником между передающим и принимающим обязательно выступает ка­кая-либо нейтральная организация, которая берет на себя обязанности помочь передающему найти более выгодного покупателя его технологии;

- пассивная передача - производитель технологии сам ищет себе партнера, беря на себя все риски, как инициирования инноваций, так и их коммерческой реализации;

3) другие формы передачи технологий: имитационная - ведущая к поддержке про­цесса производства без его коренного изменения; адаптивная - приспосабливающая производство к но­вой технике без его существенного изменения; инновативная - требующая полного изменения произ­водства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: