Тема Содержание инновационных проектов

9.1 Типы инновационных проектов

9.2 Экспертиза инновационных проектов

9.3 Методы отбора эффективных проектов

9.1 Типы инновационных проектов

Определение инновационного проекта дадим в 3-х аспектах.

Инновационный проект – это совокупность мероприятий для достижения инновационных целей; процесс осуществления инновационной деятельности; это пакет документов, обосновывающих экономическую целесообразность инвестиций в инновационный проект.

Под проектами понимается процесс целенаправленного изменения технической или социально-экономической системы, реализуемого в определенные сроки и с определенным бюджетом.

Участниками инновационного проекта являются:

1) заказчик;

2) разработчик;

3) инвестор;

4) учредитель, гарант;

5) научно-технический совет;

6) лизинговая компания;

7) проектировщик;

8) организационный исполнитель;

9) инвестиционные, инновационные фонды;

10) банк;

11) финансовый консультант;

12) страховая компания и др.

Процесс инновационного проектирования состоит из 3 фаз:

1. прединвестиционный лаг (подготовка инновационного проекта);

2. инвестиционный лаг (реализация проекта);

3. производственный лаг (хозяйственная деятельность проектируемого объекта, эксплуатационная фаза).

Проекты подразделяются на:

- мегапроекты - целевые программы, предполагающие выполнение взаимосвязанных проектов, объе­диненных единой целью, ресурсами и сроками выполнения (выполняются на высших уров­нях управления);

- мультипроекты - конкретные программы, связанные с переходом организаций на рыночные меха­низмы функционирования и выработки концепции дальнейшего развития;

- монопроекты - проекты, для которых характерна постановка конкретной цели и достижение ее вжестких временных и финансовых рамках.

Классификация инновационных проектов.

1. По уровню решений:

а) национальные;

б) президентские;

в) региональные;

г) отраслевые;

д) отдельного предприятия.

2. По характеру целей проекта:

а) конечные;

б) промежуточные.

3. По периоду реализации:

а) долгосрочные;

б) среднесрочные;

в) краткосрочные.

4. По типу инноваций:

а) новый продукт;

б) новый метод производства;

в) новый рынок;

г) новый источник сырья;

д) новая структура управления.

5. По характеру инновационной деятельности:

а) исследовательский;

Любой инновационный проект содержит разделы. Современная структура инновационных проектов предложена организацией ООН по промышленному развитию ЮНИДО (10 разделов).

9.2 Экспертиза инновационных проектов

Экспертиза инновационного проекта – оценка научно-технического уровня проекта, возможности его выполнения и эффективности.

Принципы проведения экспертизы:

1) наличие независимой группы исследователей;

2) при расчете добавленной стоимости инновационной деятельность, рассматривается как производственная;

3) методы контроля должны быть связаны с перспективами развития как на микро, так и на макроуровне;

4) используется балльная система оценки экспертизы.

Главная задача экспертизы - предоставление сведений о перспективности новых технологических и организационных решений, оформленных в виде проекта, экономической целесообразности и рискованности инвестиций на основе интегральной оценки самого инновационного решения и внешних условий, в которых оно будет осуществлено. Проведение экспертизы представляет собой исключительно трудную задачу, и ее качество во многом определяется квалификацией экспертов и размерами средств, выделяемых на ее проведение. Вне зависимости от вида, экспертиза выполняет две основные функции: 1) прогнозирование экспертами и специалистами в конкретных узких областях знаний различных показателей технического уровня проекта, времени на его осуще­ствление, затрат, предполагаемых доходов, объема рынка, величины спроса и т.д.; 2) обобщение полученных оценок экспертов с помощью специальных как теоретических, так и неформальных методов, на основании которых принимается оконча­тельное решение о целесообразности осуществления инновации.

В самом общем виде целям всестороннего исследования проекта на протяжении всего периода жизненного цикла служит проведение технического, коммер­ческого, экологического, организационного, социального, экономического и финансового анализа. Задачи технического анализа - рассмотрение технико-технологических альтернатив и оценки их реализуемости, сроков осуществления проекта в целом и его фаз; опре­деление доступности и достаточности источников сырья, рабочей силы и других требуемых ресурсов; составление календарных планов и сетевых моделей; задачи коммерческого анализа - определение возможных рынков сбыта и сегментов потребителей, каналов продвижения продуктов на рынок и мероприятий по стиму­лированию сбыта; оценка конкурентов и выбор конкурентоспособной стратегии; экологического анализа - определение потенциального ущерба окружающей среде, наносимого проектом в течение всего жизненного цикла и мер, необходимых для сокращения и предотвращения ущерба; организационного анализа — определение функций участников проекта; оценка их сильных и слабых качеств с т.з. материально-технической базы, квалификации, возможностей и финансового положения; разработка мер по устранению слабых сторон участников и совершенствование организационных факторов; социального анализа — определение пригодности проекта для его пользователей и приемлемости для региона; оценка социально-культурных и демографических характеристик населения, затрагиваемого проектом, его влияние на изменения количества и структуры рабочих мест; условий труда и бытовых условий; финансового анализа — определение соотношения финансовых затрат и результатов, обеспечивающих необходимую норму доходности; прогнозирование инфля­ции по видам затрат, результатов и оценке пределов ее изменения применительно к организациям - участникам проекта; экономического анализа - отражение эффективности проекта с т.з. интересов всего общества в целом, поступлений средств в различные бюджеты в виде налогов и отчислений во внебюджетные фонды.

9.3 Методы отбора эффективных проектов

Не существует универсальной системы отбора проектов, т.к. инвесторы и организации, реализующие проект, находятся в своих неповторимых условиях функционирования, и поэтому используют и руководствуются своими методами и критериями.

Задача анализа инвестиций, экспертизы и отбора проектов - это проблема эффективности менеджмента. Как с т.з. организации - разработчика проекта, так и с т.з. потенциального инвестора основу реализуемой ими инвестиционной политики составляют система предварительного отсева инвестиционных проектов, не от­вечающих избранной стратегии, и совокупность принципов и критериев отбора проектов из большого количества предложений, прошедших через сито предвари­тельного отсева. Как следствие этого, процесс обработки и анализа инвестиционных предложений осуществляется по многоступенчатой схеме: предварительная экспертиза инвестиционной заявки, предписывающей представлению бизнес-плана инвестиционного проекта, независимая экспертиза, включающая всесторонний и детальный анализ бизнес-плана инвестиционного проекта, принятие решения о финансировании проекта.

Цель первого этапа - это выявление соответствия инвестиционного предложения, оформленного в виде заявки, - целям, приоритетам и предназначению ис­точника финансирования. Это соответствие выявляется сопоставлением приоритетов, существенно значимых для инвестора и конечных результатов проекта.

В качестве возможных вариантов приоритетов могут быть использованы: общественная значимость проекта, влияние на имидж инвестора; соответствие це­лям и задачам инвестора; соответствие финансовым возможностям инвестора; рыночный потенциал создаваемого продукта, период окупаемости проекта; прибыль и уровень риска; экономичность и безопасность проекта; соответствие законодательству. С помощью обычного метода экспертных оценок делается заключение о мере соответствия представленного инвестиционного предложения предназначению и возможностям инвестора; о приемлемости интегральных показателей экономиче­ской эффективности проекта.

Этап предварительной экспертизы характеризуется минимальной трудоемкостью, следовательно, и стоимостью экспертных работ. Результатом этого этапа является решение об отклонении проекта по причинам его несоответствия основным предпочтениям и приоритетам инвестора или о продолжении его углубленного рассмотрения на стадии независимой экспертизы.

Второй этап характеризуется выбором и использованием разнообразных методов отбора инвестиционных проектов. Наиболее распространенной последова­тельностью использования этих методов является: составление перечня критериев; бальная оценка; финансово-экономическая оценка проектов.

Перечень критериев и степень их важности может различаться в зависимости от конкретных особенностей организации, ее принадлежности и стратегической направленности; от характера инвестиционного проекта; от инициатора проведения экспертизы (собственно организации или потенциального инвестора).

При составлении перечня критериев необходимо использовать лишь те из них, которые соответствуют приоритетным целям и задачам. Критерии отбора про­ектов подразделяются (условно) на следующие группы: целевые критерии, внешние и экологические критерии, критерии реципиента, осуществляющего проект, критерии научно-технической перспективности, коммерческие критерии, производственные критерии, рыночные критерии, критерии региональных особенностей реализации проекта.

Целевые критерии вклю­чают: совместимость проекта с текущей стратегией организации и ее долгосрочным планом; соответствие проекта отношению организации к риску; соответствие проекта отношению организации к нововведениям; устойчивость организации;

Внешние и экологические критерии включают: правовую обеспеченность проекта, его непротиворечивость соответствующему законодательству; возможное влияние перспективного законодательства на проект; реакцию общественного мнения на осуществление проекта; воздействие проекта на уровень занятости;

Критерии организации-реципиента, реализующей проект, включают: навыки управления и опыт предпринимателей, качество руководящего персонала, компетентность и связи; стратегию в области маркетинга, наличие опыта и данные об объеме операций на внешнем рынке; данные о финансовой состоятельности, стабильности финансовой истории; данные о потенциале роста.

При помощи научно-технических критериев оценивается вероятность достижения требуемых научно-технических показателей проекта и влияние их на ре­зультаты деятельности организации.

Коммерческие (финансовые) критерии включают данные о: размере инвестиций, стартовых затрат на осуществление проекта; потенциальном годовом размере прибыли; ожидаемой норме чистой дисконтированной прибыли; значение внутренней нормы дохода, удовлетворяющей инвестора; соответствии проекта критериям экономической эффективности капвложений; сроке окупаемости и сальдо реальных денежных потоков; стабильности поступления доходов от проекта; возможности использования налоговых льгот; оценки периода удержания продукта на рынке, вероятном объеме продаж по годам; необходимости привлечения заемного капитала и его доли в инвестициях; финансовом риске, связанном с осуществлением проекта.

Производственные критерии включают данные о: доступности сырья, материалов и необходимого дополнительного оборудования; необходимости технологических нововведений для осуществления проекта, наличие производственного персонала (по численности и квалификации); возможности использования отходов производства; потребности в дополнительных производственных мощностях.

Рыночные (маркетинговые) критерии предусматривают оценку: соответствия проекта потребностям рынка; общей емкости рынка по отношению к предлагаемой и аналогичной продукции к моменту выхода новой продукции на рынок; вероятности коммерческого успеха; эластичности цены на данную продукцию; необходимости маркетинговых исследований и рекламы для продвижения товара на рынок; соответствие проекта уже существующим каналам сбыта; препятствий для проникновения на рынок; защищенности от устаревания продукции и склонности к модернизации; характера конкуренции и ее влияния на цену продукции.

Следующим этапом процедуры отбора является бальная оценка рассматриваемых проектов. Метод бальной оценки заключается в следующем: оцениваются наиболее важные факторы, оказывающие влияние на результаты проекта (составляется перечень критериев); критериям присваиваются веса в зависимости от их значимости (оценка значимости дается экспертами на основании прошлого опыта или проведенного социоло­гического опроса среди потребителей); качественные оценки по каждому из названных критериев (низкая, средняя, высокая) выражается количественно.

По результатам составляются оценочная таблица и профиль проекта. Общая оценка проекта получается при перемножении веса критерия и веса ранга, соот­ветствующих отмеченным значениям. Оценки, полученные таким образом, нельзя считать абсолютно достоверными, что связано с субъективностью экспертных оценок при определении значимости каждого из факторов и числового значения каждого из рангов. Повысить объективность выводов можно за счет привлечения и к самим инновационным проектам, и к проведению экспертизы информационного потенциала, партнеров из числа лучших научных организаций, наиболее передовых консалтинговых, сервисных и инжиниринговых организаций, правительственных инстанций, курирующих сферы науки, техноло­гий, образования.

Финансово-экономическая оценка предполагает проведение следующих мероприятий:

1) финансовая экспертиза состояния организации посредством определения показателей ее финансовой деятельности, предшествующей проекту;

2) определение коммерческой, бюджетной и экономической эффективности инвестиций в проект, реализуемый этой организацией.

Определение эффективности проекта и принятие решения об инвестировании средств осуществляется с использованием различных показателей, к которым относятся:

1) чистый дисконтированный доход (ЧДД) или интегральный эффект, или чистая приведенная стоимость (NPV); 2) индекс доходности (ИД) или индекс прибыльности (PJ); 3) внутренняя норма доходности (ВНД) или внутренняя норма прибыли (IRR); 4) срок окупаемости (Ti).

Методы оценки экономической эффективности инновационных проектов характеризуются системой экономических показателей, отражающих соотношение проектных затрат и результатов, позволяющих судить об экономической привлекательности проекта, об экономических преимуществах одних проектов над другими.

Показатели эффективности инновационных проектов классифицируются по следующим признакам: по виду экономических субъектов; по виду обобщающего показателя, выступающего в качестве критерия экономической эффективности проекта.

Показатели делятся на абсолютные, в которых обобщающие показатели определяются как разность между стоимостными оценками результатов и затрат, связанных с реализацией проекта; относительные в которых обобщающие показатели определяются как отношение стоимостных оценок результатов проекта к совокупным затратам на их получение; временные, которыми оцениваются период окупаемости инвестиционных затрат; статистические абсолютные (суммарная прибыль, среднегодовая прибыль); относительные статистические (рентабельность инвестиций); временные статистические (период окупаемости); динамические абсолютные (чистый дисконтированный доход); динамические относительные (индекс доходности, внутренняя рентабельность)ю

Статистические методы оценки экономической эффективности относятся к простым методам, которые используются главным образом для быстрой и приближенной оценки экономической привлекательности проектов. Они могут быть рекомендованы для применения на ранних стадиях экспертизы инновационных проектов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: