9.1 Типы инновационных проектов
9.2 Экспертиза инновационных проектов
9.3 Методы отбора эффективных проектов
9.1 Типы инновационных проектов
Определение инновационного проекта дадим в 3-х аспектах.
Инновационный проект – это совокупность мероприятий для достижения инновационных целей; процесс осуществления инновационной деятельности; это пакет документов, обосновывающих экономическую целесообразность инвестиций в инновационный проект.
Под проектами понимается процесс целенаправленного изменения технической или социально-экономической системы, реализуемого в определенные сроки и с определенным бюджетом.
Участниками инновационного проекта являются:
1) заказчик;
2) разработчик;
3) инвестор;
4) учредитель, гарант;
5) научно-технический совет;
6) лизинговая компания;
7) проектировщик;
8) организационный исполнитель;
9) инвестиционные, инновационные фонды;
10) банк;
11) финансовый консультант;
12) страховая компания и др.
Процесс инновационного проектирования состоит из 3 фаз:
1. прединвестиционный лаг (подготовка инновационного проекта);
2. инвестиционный лаг (реализация проекта);
3. производственный лаг (хозяйственная деятельность проектируемого объекта, эксплуатационная фаза).
Проекты подразделяются на:
- мегапроекты - целевые программы, предполагающие выполнение взаимосвязанных проектов, объединенных единой целью, ресурсами и сроками выполнения (выполняются на высших уровнях управления);
- мультипроекты - конкретные программы, связанные с переходом организаций на рыночные механизмы функционирования и выработки концепции дальнейшего развития;
- монопроекты - проекты, для которых характерна постановка конкретной цели и достижение ее вжестких временных и финансовых рамках.
Классификация инновационных проектов.
1. По уровню решений:
а) национальные;
б) президентские;
в) региональные;
г) отраслевые;
д) отдельного предприятия.
2. По характеру целей проекта:
а) конечные;
б) промежуточные.
3. По периоду реализации:
а) долгосрочные;
б) среднесрочные;
в) краткосрочные.
4. По типу инноваций:
а) новый продукт;
б) новый метод производства;
в) новый рынок;
г) новый источник сырья;
д) новая структура управления.
5. По характеру инновационной деятельности:
а) исследовательский;
Любой инновационный проект содержит разделы. Современная структура инновационных проектов предложена организацией ООН по промышленному развитию ЮНИДО (10 разделов).
9.2 Экспертиза инновационных проектов
Экспертиза инновационного проекта – оценка научно-технического уровня проекта, возможности его выполнения и эффективности.
Принципы проведения экспертизы:
1) наличие независимой группы исследователей;
2) при расчете добавленной стоимости инновационной деятельность, рассматривается как производственная;
3) методы контроля должны быть связаны с перспективами развития как на микро, так и на макроуровне;
4) используется балльная система оценки экспертизы.
Главная задача экспертизы - предоставление сведений о перспективности новых технологических и организационных решений, оформленных в виде проекта, экономической целесообразности и рискованности инвестиций на основе интегральной оценки самого инновационного решения и внешних условий, в которых оно будет осуществлено. Проведение экспертизы представляет собой исключительно трудную задачу, и ее качество во многом определяется квалификацией экспертов и размерами средств, выделяемых на ее проведение. Вне зависимости от вида, экспертиза выполняет две основные функции: 1) прогнозирование экспертами и специалистами в конкретных узких областях знаний различных показателей технического уровня проекта, времени на его осуществление, затрат, предполагаемых доходов, объема рынка, величины спроса и т.д.; 2) обобщение полученных оценок экспертов с помощью специальных как теоретических, так и неформальных методов, на основании которых принимается окончательное решение о целесообразности осуществления инновации.
В самом общем виде целям всестороннего исследования проекта на протяжении всего периода жизненного цикла служит проведение технического, коммерческого, экологического, организационного, социального, экономического и финансового анализа. Задачи технического анализа - рассмотрение технико-технологических альтернатив и оценки их реализуемости, сроков осуществления проекта в целом и его фаз; определение доступности и достаточности источников сырья, рабочей силы и других требуемых ресурсов; составление календарных планов и сетевых моделей; задачи коммерческого анализа - определение возможных рынков сбыта и сегментов потребителей, каналов продвижения продуктов на рынок и мероприятий по стимулированию сбыта; оценка конкурентов и выбор конкурентоспособной стратегии; экологического анализа - определение потенциального ущерба окружающей среде, наносимого проектом в течение всего жизненного цикла и мер, необходимых для сокращения и предотвращения ущерба; организационного анализа — определение функций участников проекта; оценка их сильных и слабых качеств с т.з. материально-технической базы, квалификации, возможностей и финансового положения; разработка мер по устранению слабых сторон участников и совершенствование организационных факторов; социального анализа — определение пригодности проекта для его пользователей и приемлемости для региона; оценка социально-культурных и демографических характеристик населения, затрагиваемого проектом, его влияние на изменения количества и структуры рабочих мест; условий труда и бытовых условий; финансового анализа — определение соотношения финансовых затрат и результатов, обеспечивающих необходимую норму доходности; прогнозирование инфляции по видам затрат, результатов и оценке пределов ее изменения применительно к организациям - участникам проекта; экономического анализа - отражение эффективности проекта с т.з. интересов всего общества в целом, поступлений средств в различные бюджеты в виде налогов и отчислений во внебюджетные фонды.
9.3 Методы отбора эффективных проектов
Не существует универсальной системы отбора проектов, т.к. инвесторы и организации, реализующие проект, находятся в своих неповторимых условиях функционирования, и поэтому используют и руководствуются своими методами и критериями.
Задача анализа инвестиций, экспертизы и отбора проектов - это проблема эффективности менеджмента. Как с т.з. организации - разработчика проекта, так и с т.з. потенциального инвестора основу реализуемой ими инвестиционной политики составляют система предварительного отсева инвестиционных проектов, не отвечающих избранной стратегии, и совокупность принципов и критериев отбора проектов из большого количества предложений, прошедших через сито предварительного отсева. Как следствие этого, процесс обработки и анализа инвестиционных предложений осуществляется по многоступенчатой схеме: предварительная экспертиза инвестиционной заявки, предписывающей представлению бизнес-плана инвестиционного проекта, независимая экспертиза, включающая всесторонний и детальный анализ бизнес-плана инвестиционного проекта, принятие решения о финансировании проекта.
Цель первого этапа - это выявление соответствия инвестиционного предложения, оформленного в виде заявки, - целям, приоритетам и предназначению источника финансирования. Это соответствие выявляется сопоставлением приоритетов, существенно значимых для инвестора и конечных результатов проекта.
В качестве возможных вариантов приоритетов могут быть использованы: общественная значимость проекта, влияние на имидж инвестора; соответствие целям и задачам инвестора; соответствие финансовым возможностям инвестора; рыночный потенциал создаваемого продукта, период окупаемости проекта; прибыль и уровень риска; экономичность и безопасность проекта; соответствие законодательству. С помощью обычного метода экспертных оценок делается заключение о мере соответствия представленного инвестиционного предложения предназначению и возможностям инвестора; о приемлемости интегральных показателей экономической эффективности проекта.
Этап предварительной экспертизы характеризуется минимальной трудоемкостью, следовательно, и стоимостью экспертных работ. Результатом этого этапа является решение об отклонении проекта по причинам его несоответствия основным предпочтениям и приоритетам инвестора или о продолжении его углубленного рассмотрения на стадии независимой экспертизы.
Второй этап характеризуется выбором и использованием разнообразных методов отбора инвестиционных проектов. Наиболее распространенной последовательностью использования этих методов является: составление перечня критериев; бальная оценка; финансово-экономическая оценка проектов.
Перечень критериев и степень их важности может различаться в зависимости от конкретных особенностей организации, ее принадлежности и стратегической направленности; от характера инвестиционного проекта; от инициатора проведения экспертизы (собственно организации или потенциального инвестора).
При составлении перечня критериев необходимо использовать лишь те из них, которые соответствуют приоритетным целям и задачам. Критерии отбора проектов подразделяются (условно) на следующие группы: целевые критерии, внешние и экологические критерии, критерии реципиента, осуществляющего проект, критерии научно-технической перспективности, коммерческие критерии, производственные критерии, рыночные критерии, критерии региональных особенностей реализации проекта.
Целевые критерии включают: совместимость проекта с текущей стратегией организации и ее долгосрочным планом; соответствие проекта отношению организации к риску; соответствие проекта отношению организации к нововведениям; устойчивость организации;
Внешние и экологические критерии включают: правовую обеспеченность проекта, его непротиворечивость соответствующему законодательству; возможное влияние перспективного законодательства на проект; реакцию общественного мнения на осуществление проекта; воздействие проекта на уровень занятости;
Критерии организации-реципиента, реализующей проект, включают: навыки управления и опыт предпринимателей, качество руководящего персонала, компетентность и связи; стратегию в области маркетинга, наличие опыта и данные об объеме операций на внешнем рынке; данные о финансовой состоятельности, стабильности финансовой истории; данные о потенциале роста.
При помощи научно-технических критериев оценивается вероятность достижения требуемых научно-технических показателей проекта и влияние их на результаты деятельности организации.
Коммерческие (финансовые) критерии включают данные о: размере инвестиций, стартовых затрат на осуществление проекта; потенциальном годовом размере прибыли; ожидаемой норме чистой дисконтированной прибыли; значение внутренней нормы дохода, удовлетворяющей инвестора; соответствии проекта критериям экономической эффективности капвложений; сроке окупаемости и сальдо реальных денежных потоков; стабильности поступления доходов от проекта; возможности использования налоговых льгот; оценки периода удержания продукта на рынке, вероятном объеме продаж по годам; необходимости привлечения заемного капитала и его доли в инвестициях; финансовом риске, связанном с осуществлением проекта.
Производственные критерии включают данные о: доступности сырья, материалов и необходимого дополнительного оборудования; необходимости технологических нововведений для осуществления проекта, наличие производственного персонала (по численности и квалификации); возможности использования отходов производства; потребности в дополнительных производственных мощностях.
Рыночные (маркетинговые) критерии предусматривают оценку: соответствия проекта потребностям рынка; общей емкости рынка по отношению к предлагаемой и аналогичной продукции к моменту выхода новой продукции на рынок; вероятности коммерческого успеха; эластичности цены на данную продукцию; необходимости маркетинговых исследований и рекламы для продвижения товара на рынок; соответствие проекта уже существующим каналам сбыта; препятствий для проникновения на рынок; защищенности от устаревания продукции и склонности к модернизации; характера конкуренции и ее влияния на цену продукции.
Следующим этапом процедуры отбора является бальная оценка рассматриваемых проектов. Метод бальной оценки заключается в следующем: оцениваются наиболее важные факторы, оказывающие влияние на результаты проекта (составляется перечень критериев); критериям присваиваются веса в зависимости от их значимости (оценка значимости дается экспертами на основании прошлого опыта или проведенного социологического опроса среди потребителей); качественные оценки по каждому из названных критериев (низкая, средняя, высокая) выражается количественно.
По результатам составляются оценочная таблица и профиль проекта. Общая оценка проекта получается при перемножении веса критерия и веса ранга, соответствующих отмеченным значениям. Оценки, полученные таким образом, нельзя считать абсолютно достоверными, что связано с субъективностью экспертных оценок при определении значимости каждого из факторов и числового значения каждого из рангов. Повысить объективность выводов можно за счет привлечения и к самим инновационным проектам, и к проведению экспертизы информационного потенциала, партнеров из числа лучших научных организаций, наиболее передовых консалтинговых, сервисных и инжиниринговых организаций, правительственных инстанций, курирующих сферы науки, технологий, образования.
Финансово-экономическая оценка предполагает проведение следующих мероприятий:
1) финансовая экспертиза состояния организации посредством определения показателей ее финансовой деятельности, предшествующей проекту;
2) определение коммерческой, бюджетной и экономической эффективности инвестиций в проект, реализуемый этой организацией.
Определение эффективности проекта и принятие решения об инвестировании средств осуществляется с использованием различных показателей, к которым относятся:
1) чистый дисконтированный доход (ЧДД) или интегральный эффект, или чистая приведенная стоимость (NPV); 2) индекс доходности (ИД) или индекс прибыльности (PJ); 3) внутренняя норма доходности (ВНД) или внутренняя норма прибыли (IRR); 4) срок окупаемости (Ti).
Методы оценки экономической эффективности инновационных проектов характеризуются системой экономических показателей, отражающих соотношение проектных затрат и результатов, позволяющих судить об экономической привлекательности проекта, об экономических преимуществах одних проектов над другими.
Показатели эффективности инновационных проектов классифицируются по следующим признакам: по виду экономических субъектов; по виду обобщающего показателя, выступающего в качестве критерия экономической эффективности проекта.
Показатели делятся на абсолютные, в которых обобщающие показатели определяются как разность между стоимостными оценками результатов и затрат, связанных с реализацией проекта; относительные в которых обобщающие показатели определяются как отношение стоимостных оценок результатов проекта к совокупным затратам на их получение; временные, которыми оцениваются период окупаемости инвестиционных затрат; статистические абсолютные (суммарная прибыль, среднегодовая прибыль); относительные статистические (рентабельность инвестиций); временные статистические (период окупаемости); динамические абсолютные (чистый дисконтированный доход); динамические относительные (индекс доходности, внутренняя рентабельность)ю
Статистические методы оценки экономической эффективности относятся к простым методам, которые используются главным образом для быстрой и приближенной оценки экономической привлекательности проектов. Они могут быть рекомендованы для применения на ранних стадиях экспертизы инновационных проектов.