1. Речь и речевая деятельность. Язык и речь. Виды и функции речи. Развитие речи в онтогенезе. Мышление и речь.
Речь является универсальным средством общения, так как при этом менее всего теряется смысл сообщения. Речевая информация передается при помощи текста в устной и письменной формах.
Особо следует подчеркнуть значение речи для формирования и проявления всех указанных функций и свойств сознания. Только благодаря овладению речью становится возможным yсвоение человеком знаний, системы отношений, происходит формирование его воли и способности к целеполагающей деятельности.
Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, познания отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира. Мышление есть познание (отражение) отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира. Мышление дает возможность понять закономерность материального мира, причинно-следственные связи.
Важный этап в развитии воображения связан с тем возрастом, когда ребенок овладевает речью. Речь позволяет ребенку включить в воображение не только конкретные образы, но и более отвлеченные представления и понятия. Более того, речь позволяет ребенку перейти от выражения образов воображения в деятельности к непосредственному их выражению в речи.
Следующий этап развития воображения связан с появлением его активных форм. Другой важнейший скачок в развитии воображения происходит в школьном возрасте. Другой причиной бурного развития воображения в школьные годы является то, что в процессе обучения ребенок активно получает новые и разносторонние представления об объектах и явлениях реального мира.
2. Психологические особенности детского и подросткового возраста (новорожденности, младенчества, раннего и дошкольного детства, младшего школьного и подросткового возрастов).
Развитие личности предстает перед нами как процесс взаимодействий множества деятельностей, которые вступают между собой в иерархические отношения. Личность выступает как совокупность иерархических отношений деятельностей.
Детский и подростковый возраст характеризуется особенностями социализации. В настоящее время выделяют следующие стадии социализации:
˗ -Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
˗ Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
˗ Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы – сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом; изменение себя, «стать как все»; конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
3. Сформулируйте правила работы с тревожными детьми.
Основные правила следующие:
˗ Избегайте состязаний и каких-либо видов робот, учитывающих скорость.
˗ Не сравнивайте ребенка с окружающими.
˗ Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
˗ Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
˗ Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
˗ Демонстрируете образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
˗ Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
˗ Будьте последовательны в воспитании ребенка.
˗ Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
˗ Используйте наказание лишь в крайних случаях.
˗ Не унижайте ребенка, наказывая его.
Профилактика тревожности включает в себя следующие рекомендации:
˗ Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей.
˗ Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
˗ Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
˗ Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
˗ Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.