1. Психические состояния: определение, функции, классификация, диагностика. Управление психическими состояниями.
Психические состояния – этоинтегрированные отражения воздействий на субъекта как внутренних, так и внешних стимулов без отчетливого осознания их предметного содержания (бодрость, усталость, апатия, депрессия, эйфория, скука).
В каждом психологическом состоянии присутствуют физиологические, психологические и поведенческие аспекты. Поэтому в структуру психологических состояний входят множество разнокачественных компонентов:
˗ На физиологическом уровне проявляется, например, в частоте пульса, артериальном давлении;
˗ В моторной сфере обнаруживается в ритме дыхания, изменении мимики, громкости голоса и темпа речи;
˗ В эмоциональной сфере проявляется в положительных или отрицательных переживаниях;
˗ В когнитивной сфере определяет тот или иной уровень логичности мышления, точность прогноза предстоящих событий, возможность регулирования состояния организма;
˗ На поведенческий уровне от него зависит точность, правильность выполняемых действий, их соответствие актуальным потребностям и т.п.;
˗ На коммуникативном уровне то или иное состояние психики влияет на характер общения с другими людьми, способность слышать другого человека и воздействовать на него, ставить адекватные цели и достигать их.
Психические состояния подразделяются на ситуативные и личностные. Ситуативные состояния характеризуются временным своеобразием протекания психической деятельности в зависимости от ситуационных обстоятельств. Они подразделяются:
˗ на общефункциональные, определяющие общую поведенческую активность индивида;
˗ состояния психического напряжения в сложных условиях деятельности и поведения;
˗ конфликтные психические состояния.
К устойчивым психическим состояниям личности относятся:
˗ оптимальные и кризисные состояния;
˗ пограничные состояния (психопатия, неврозы, умственная отсталость);
˗ психические состояния нарушенного сознания.
2. Предмет, задачи нейропсихологии; её связь с возрастными, реабилитационными, экологическими аспектами.
Нейропсихология – это наука, основным объектом изучения которой является мозговая организация психических процессов. Цель нейропсихологии – это адекватное понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ.
Практическое применение методики, разработанные нейропсихологией, находят в различных специализированных клиниках, судебно-медицинской экспертизе. Кроме того, нейропсихологи востребованы в качестве консультантов в ряде организаций, где нейропсихлогическая теория применяется для организации управленческого и производственного процесса.
Выделяют следующие задачи нейропсихологии:
˗ Определение закономерностей функционирования мозга при взаимодействии с внешней и внутренней средой;
˗ Нейропсихологический анализ, особенно актуальный прилокальных повреждениях мозга;
˗ Оценка функционального состояния мозга в целом, а также отдельных его структур.
Различают ряд подходов, применяемых в нейрофизиологии:
˗ Экспериментальная нейрофизиология. Исследует связи между функционированием и строением нервной системы и когнитивными функциями (познавательные процессы). В основном исследования проводятся в лабораторных условиях на здоровых людях;
˗ Клиническая нейрофизиология. Применяется для реабилитации людей, страдающих от болезней или травм, которые сопровождаются повреждениями когнитивных функций человека;
˗ Коннективизм. Здесь речь идет об использовании моделей функционирования нейронов для изучения нарушений в работе головного мозга.
Среди методов, с помощью которых нейропсихологи проводят замеры активности различных частей мозга необходимо отметить электроэнцефалограмму (ЭКГ), химические индикаторы. ЭКГ позволяет регистрировать электрическую активность мозга, а введение через артерии радиоактивных химических веществ, дает возможность определить, какие части мозга задействуются при выполнении различных функций. Как было установлено экспериментальным путем, части мозга имеют не только функциональные, но и анатомические, и физиологические отличия друг от друга. Каждая область мозга оказывает определенное влияние на психику и поведение человека.
3. Разработайте схему психолого-педагогического анализа урока.
1. Место данного урока в системе уроков по теме или подтеме, правильность постановки целей урока.
2. Организация урока:
1) тип урока;
2) структура урока; его отдельные элементы, их последовательность и дозировка во времени; соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели;
3) подготовка класса к уроку;
4) организация класса для активной работы на протяжении всего урока; сочетание фронтальной, групповой, коллективной работы на уроке;
5) плотность урока; рациональное использование времени.
3. Содержание урока:
1) научность материала;
2) правильность подбора материала для различных этапов урока и видов деятельности учащихся;
3) воспитательная направленность урока;
4) связь теории с практикой; раскрытие учителем практической значимости знаний; обучение учащихся практическому применению своих знаний на практике;
5) связь изучаемого материала с ранее пройденным; при1мы повторения пройденного;
6) межпредметные связи;
7) речь учителя; грамотность, эмоциональность, лексическое богатство;
8) качество знаний учащихся, их умения, навыков;
9) речь учащихся.
4. Методика проведения урока:
1) оборудование урока, использование наглядных пособий, дидактического материала на всех этапах урока;
2) соответствие методов содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовки учащихся; эффективность применяемых методов;
3) постановка учителем перед учащимися цели урока и подведение итога;
4) работа с отстающими и слабоуспевающими на уроке;
5) владение учителем методами активного обучения; целесообразность применения этих методов на данном уроке;
6) система оценки знаний учащихся учителем; их педагогическая ценность;
5. Общение учителя на уроке:
1) активность класса и отдельных учащихся;
2) заинтересованность учащихся материалом урока; отношение к уроку;
3) отношение учащихся к учителю;
4) дисциплинированность и организованность учащихся;
5) речь учащихся; задаваемые вопросы.
6. Общие выводы по уроку.
7. Как будет учтён опыт данного урока в Вашей дальнейшей деятельности?