Экзаменационный билет № 17. 1. Психические состояния: определение, функции, классификация, диагностика

1. Психические состояния: определение, функции, классификация, диагностика. Управление психическими состояниями.

Психические состояния – этоинтегрированные отражения воздействий на субъекта как внутренних, так и внешних стимулов без отчетливого осознания их предметного содержания (бодрость, усталость, апатия, депрессия, эйфория, скука).

В каждом психологическом состоянии присутствуют физиологические, психологические и поведенческие аспекты. Поэтому в структуру психологических состояний входят множество разнокачественных компонентов:

˗ На физиологическом уровне проявляется, например, в частоте пульса, артериальном давлении;

˗ В моторной сфере обнаруживается в ритме дыхания, изменении мимики, громкости голоса и темпа речи;

˗ В эмоциональной сфере проявляется в положительных или отрицательных переживаниях;

˗ В когнитивной сфере определяет тот или иной уровень логичности мышления, точность прогноза предстоящих событий, возможность регулирования состояния организма;

˗ На поведенческий уровне от него зависит точность, правильность выполняемых действий, их соответствие актуальным потребностям и т.п.;

˗ На коммуникативном уровне то или иное состояние психики влияет на характер общения с другими людьми, способность слышать другого человека и воздействовать на него, ставить адекватные цели и достигать их.

Психические состояния подразделяются на ситуативные и личностные. Ситуативные состояния характеризуются временным своеобразием протекания психической деятельности в зависимости от ситуационных обстоятельств. Они подразделяются:

˗ на общефункциональные, определяющие общую поведенческую активность индивида;

˗ состояния психического напряжения в сложных условиях деятельности и поведения;

˗ конфликтные психические состояния.

К устойчивым психическим состояниям личности относятся:

˗ оптимальные и кризисные состояния;

˗ пограничные состояния (психопатия, неврозы, умственная отсталость);

˗ психические состояния нарушенного сознания.

2. Предмет, задачи нейропсихологии; её связь с возрастными, реабилитационными, экологическими аспектами.

Нейропсихология – это наука, основным объектом изучения которой является мозговая организация психических процессов. Цель нейропсихологии – это адекватное понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ.

Практическое применение методики, разработанные нейропсихологией, находят в различных специализированных клиниках, судебно-медицинской экспертизе. Кроме того, нейропсихологи востребованы в качестве консультантов в ряде организаций, где нейропсихлогическая теория применяется для организации управленческого и производственного процесса.

Выделяют следующие задачи нейропсихологии:

˗ Определение закономерностей функционирования мозга при взаимодействии с внешней и внутренней средой;

˗ Нейропсихологический анализ, особенно актуальный прилокальных повреждениях мозга;

˗ Оценка функционального состояния мозга в целом, а также отдельных его структур.

Различают ряд подходов, применяемых в нейрофизиологии:

˗ Экспериментальная нейрофизиология. Исследует связи между функционированием и строением нервной системы и когнитивными функциями (познавательные процессы). В основном исследования проводятся в лабораторных условиях на здоровых людях;

˗ Клиническая нейрофизиология. Применяется для реабилитации людей, страдающих от болезней или травм, которые сопровождаются повреждениями когнитивных функций человека;

˗ Коннективизм. Здесь речь идет об использовании моделей функционирования нейронов для изучения нарушений в работе головного мозга.

Среди методов, с помощью которых нейропсихологи проводят замеры активности различных частей мозга необходимо отметить электроэнцефалограмму (ЭКГ), химические индикаторы. ЭКГ позволяет регистрировать электрическую активность мозга, а введение через артерии радиоактивных химических веществ, дает возможность определить, какие части мозга задействуются при выполнении различных функций. Как было установлено экспериментальным путем, части мозга имеют не только функциональные, но и анатомические, и физиологические отличия друг от друга. Каждая область мозга оказывает определенное влияние на психику и поведение человека.

3. Разработайте схему психолого-педагогического анализа урока.

1. Место данного урока в системе уроков по теме или подтеме, правильность постановки целей урока.

2. Организация урока:

1) тип урока;

2) структура урока; его отдельные элементы, их последовательность и дозировка во времени; соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели;

3) подготовка класса к уроку;

4) организация класса для активной работы на протяжении всего урока; сочетание фронтальной, групповой, коллективной работы на уроке;

5) плотность урока; рациональное использование времени.

3. Содержание урока:

1) научность материала;

2) правильность подбора материала для различных этапов урока и видов деятельности учащихся;

3) воспитательная направленность урока;

4) связь теории с практикой; раскрытие учителем практической значимости знаний; обучение учащихся практическому применению своих знаний на практике;

5) связь изучаемого материала с ранее пройденным; при1мы повторения пройденного;

6) межпредметные связи;

7) речь учителя; грамотность, эмоциональность, лексическое богатство;

8) качество знаний учащихся, их умения, навыков;

9) речь учащихся.

4. Методика проведения урока:

1) оборудование урока, использование наглядных пособий, дидактического материала на всех этапах урока;

2) соответствие методов содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовки учащихся; эффективность применяемых методов;

3) постановка учителем перед учащимися цели урока и подведение итога;

4) работа с отстающими и слабоуспевающими на уроке;

5) владение учителем методами активного обучения; целесообразность применения этих методов на данном уроке;

6) система оценки знаний учащихся учителем; их педагогическая ценность;

5. Общение учителя на уроке:

1) активность класса и отдельных учащихся;

2) заинтересованность учащихся материалом урока; отношение к уроку;

3) отношение учащихся к учителю;

4) дисциплинированность и организованность учащихся;

5) речь учащихся; задаваемые вопросы.

6. Общие выводы по уроку.

7. Как будет учтён опыт данного урока в Вашей дальнейшей деятельности?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: