1. Семья: сущность, типы, функционально-ролевая структура (историческая эволюция брачно-семейных отношений).
К настоящему времени выделяются следующие направления в изучении психологии семейных отношений: эволюционизм, функционализм, биологизм, эмпиризм и сциентизм.
Эволюционный подход. Баховен И.Я., швейцарский историк и Мак-Леннан Дж.Ф., шотландский юрист внесли наибольший вклад в историческую реконструкцию семейных отношений. Они подчеркивают идею изменчивости форм брака.
П.А. Сорокин указывает главные положения эволюционистского подхода:
˗ почти у всех исследованных народов счет родства по матери предшествовал счету родства по отцу;
˗ на первичной ступени половых отношений, наряду с временными моногамическими сношениями, господствует широкая свобода брачных сношений;
˗ эволюция брака состояла в постепенном ограничении этой свободы половой жизни;
˗ эволюция брака заключалась в переходе от группового брака к индивидуальному.
Функциональный подход. Семейные отношения являются производными от образа жизни семьи и семейного уклада, обусловлены социокультурными функциями семьи и строятся на системе социокультурных ролей, связанных с браком, родством и родительством. Родоначальник подхода – Э.Дюркгейм, французский социолог, обратил внимание на то, что ряд семейных функций изменяется и даже утрачивается под влиянием урбанизации. Функционализм признает брачные отношения лишь при появлении беременности и рождении ребенка. Ключевой момент функционализма – проблема ответственности. Мера ответственности способна задавать динамику семейных отношений.
|
|
Эмпирический подход. Семья – малая социальная группа, имеющая свою историю возникновения, функционирования и распада. Семейные отношения строятся на эмоциональной близости членов семьи, на их потребностях и влечениях.
Сциентистский подход. Семейные отношения рассматриваются в нем во взаимосвязи личности и общества. Ключевые моменты: межличностные отношения, Я и Другой, значимый характер близких отношений, семья как «единство взаимодействующих личностей».
Биологический подход (этологический). Ч. Дарвин и другие представители оперируют методами сравнительной этологии, разбираясь в скрытых, инстинктивных основах поведения человека. В разгар биологической эволюции человек вышел из-под действия естественного отбора, поскольку главным условием успеха стала не генетически передаваемая информация, а внегенетически передаваемые знания, необходимость в социализации.
2. Понятие личности в психологии. Индивид, личность, индивидуальность, субъект деятельности. Свойства, структура и типология личности.
|
|
Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.
Понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа. При рассмотрении структуры личности в нее обычно включают способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки.
Личность – это социальное существо, включенное в общественные отношения, участвующие в общественном развитии и выполняющее определенную общественную роль. Понятие «личность» несколько уже, чем понятие «человек». Новорожденный ребенок или психически больной человек, не способный самостоятельно себя обслуживать, не говоря уже о выполнении какой-либо социальной роли, личностью не является.
Структура личности имеет определенные формы и характеризуется некоторыми качествами:
˗ Направленность личности – это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека.
˗ Интенсивность личности – это эмоциональная окраска направленности.
˗ Действенность личности – это активность человека в реализации целей в деятельности.
Структура в общем поминании – это совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе. Когда рассматривается структура личности, то возникает множество вопросов: что относить к компонентам личности, какие связи между выделенными компонентами являются системообразующими.
3. Разработайте программу психологической коррекции педагогически запущенных детей.
Наиболее эффективной представляется следующая программа работы школы с педагогически запущенными учащимися. Она состоит из четырех разделов:
˗ На первом этапе работы педагог сопоставляет самое общее представление об учащемся. Он знакомится с его личным делом, с условием его жизни в семье, беседует с ним, наблюдает за его поведением.
˗ На втором этапе выявляются достоинства учащегося, а также его недостатки и составляется программа педагогических действий, которая находит свое отражение в плане индивидуальной работы с подростком.
˗ Третий этап изучения – это определение эффективности воздействия на данного ученика.
˗ Четвертый этап – это включение школьников в зависимости от их интересов в различные секции, мероприятия.
Положительным моментом этой программы является оказание разного вида помощи ребенку, то есть подключение различных специалистов к решению коррекционных задач.
Если же сложить все известные программы в одно целое, то появляется несколько важных моментов, на что, прежде всего, необходимо обращать внимание при коррекции:
Первое, это всестороннее изучение ребенка и его развитие, выявление проблемы педагогической запущенности.
Второе, к коррекционной работе необходимо подключать всех специалистов социально-психологической службы,
Третье, коррекционная программа должна включать в себя работу не только с самим ребенком, но и его ближайшим окружением: семьей, сверстниками, учителями.