Экзаменационный билет № 23

1. Ненормативные кризисы семьи и их характеристика.

Развод – это расторжение брака, иначе говоря, юридическое прекращение его при жизни супругов. Развод представляет собой ненормативный кризис семьи, главным содержанием которого является состояние дисгармоничности, обусловленное нарушением гомеостаза семейной системы, требующее реорганизации семьи как системы. Развод представляет собой результат кризисного развития отношений супружеской пары. Осуществленному разводу, как правило, предшествуют неоднократные попытки супругов разойтись. Развод и его психологические следствия представляют актуальную проблему современного российского общества. Сегодня каждый четвертый брак в России распадается, причем, по данным исследований, 67% мужчин и 32% женщин считают, что развод можно было предотвратить. Причинами являются в том числе и ненормативные кризисы семьи.

Кроме нормативных кризисов – трудностей, связанных с прохождением семьей основных этапов жизненного цикла, – семейная система может переживать и ненормативные кризисы.

Ненормативный кризис представляет собой особую категорию кризиса, возникновение которого потенциально возможно на любом этапе жизненного цикла семьи и связано с переживанием негативных жизненных событий, определяемых как кризисные.

Р. Хилл выделил три группы факторов, приводящих к возникновению семейных кризисов:

˗ Внешние затруднения (отсутствие собственного жилья, работы).

˗ Неожиданные события, стрессы (семья или один из ее членов становиться жертвой какого-либо несчастного случая или катастрофы.

˗ Внутренняя неспособность семьи адекватно оценить и пережить какое-либо семейное событие, рассматриваемое ею в качестве угрожающего, конфликтного или стрессового.

Таковы особенности ненормативного кризисов. Конечно, каждая семья сама выбирает, идти ей к психотерапевту или пробовать справляться самим. И, многие, действительно, могут справиться самостоятельно. Но иногда кризис захватывает настолько, что без помощи специалиста не обойтись. И тогда, чтобы избежать ещё больших проблем, стоит прийти на прием к психотерапевту.  

2. Темперамент: определение, основные свойства нервной системы и их соотношение с типами темперамента. Свойства темперамента.

Темперамент – это врожденные свойства организма и в первую очередь со свойствами нервной системы.

Свойства темперамента бывают общие, свойственные всем его типам и представителям, и конкретные – по-разному развитые у представителей того или иного типа темперамента. Сочетания свойств темперамента создают тип темперамента. Иначе говоря, под типом темперамента понимается определенная совокупность психологических свойств, закономерно связанных между собой и общих у данной группы людей.

Принято выделять следующие свойства темперамента. Сенситивность – наименьшая сила внешнего воздействия, необходимая для возникновения психической реакции человека, и скорость развития этой реакции. Реактивность – степень непроизвольности реакций человека на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, угроза, неожиданный резкий звук). Активность – степень энергичности, которой человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия на пути к своим целям.

Пластичность – легкость, гибкость и быстрота приспособления человека к меняющимся внешним условиям. Ригидность – качество, противоположное пластичности. Выражается в инертности, косности поведения, привычек, суждений. Экстраверсия – поведение и реакции человека, преимущественно определяемые внешними впечатлениями, возникающими в данный момент. Интроверсия – преимущественная обусловленность поведения и реакций человека образами и представлениями, связанными с прошлым и будущим.

При всей обстоятельности характеристик свойств темперамента в научной литературе, в теории об основах темперамента существует традиционное его деление на четыре типа: холерический; сангвинический; флегматический; меланхолический.

3. Составьте план беседы психолога с родителями подростка, склонного к аддиктивному поведению.

Аддиктивное поведение - это одна из форм отклоняющегося поведения личности, которая связана со злоупотреблением чем-то или кем-то в целях саморегуляции или адаптации.

Аддиктивное поведение как вид девиантного поведения личности имеет несколько форм:

˗ химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, алкогольная зависимость);

˗ нарушение пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды);

˗ гэмблинг - игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры);

˗ религиозно-деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту).

Наиболее актуальна в настоящее время проблема алкоголизма в подростковом возрасте. Необходимо вести регулярную планомерную работу не только с подростками, но и с родителями. Максимально спокойно родителям надо объяснить, что в данном случае возможно только спокойное поведение, никаких обвинений и скандалов, и, тем более, игнорирования изменений в поведении ребенка. Необходимо рассказать родителям «Алгоритм действий родителей детей, склонных к суицидальному и аддиктивному поведению»:

1. Беседа с ребенком.

2. После спокойной беседы с ребенком следует отвести его к врачу (врач-нарколог, психиатр, врач-психотерапевт) для оказания адекватной в данном случае медицинской помощи.

3. Попросить у врача информацию о том, где можно найти квалифицированных психологов по данному вопросу в данной территории. В случае отсутствия информации, обратиться в отдел здравоохранения, образования, либо найти психолога самостоятельно.

4. Так же необходимо посетить психолога самому родителю, а при необходимости пройти курс психотерапии для избежания возникновения синдрома созависимости и формирования адекватного поведения родителей с проблемным ребенком.


Экзаменационный билет № 24

1. Характер: определение, структура, акцентуации.

Понятие «характер» употребляется в разных значениях. Характер – это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, определяющих отношение человека к окружающему миру и выражающихся в его поведении и поступках. Когда мы говорим, что у человека такой-то характер, мы тем самым раскрываем:

˗ систему его отношений к действительности;

˗ привычный образ его поведения в определенной ситуации.

В зависимости от преобладающего влияния на деятельность различных психических процессов могут быть выделены интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты характера.

Многие черты характера представляют собой глубокие и активные побуждения, определяющие действия и поступки человека.

Черты характера побуждают человека действовать определенным образом, иной раз вопреки обстоятельствам, то они лучше всего обнаруживаются в трудные минуты жизни.

Считается, что физиологической основой характера является динамический стереотип.

Динамический стереотип – это система условных рефлексов, образующихся в ответ на неизменно повторяющуюся систему условных раздражителей.

Сходство этих физиологических характеристик с проявлениями характера человека заключается в следующем:

˗ они стереотипны, шаблонны для данного индивида;

˗ в зависимости от обстановки в ответ на одни и те же раздражители человек обнаруживает разные стереотипные реакции;

˗ эти физиологические характеристики, как и характер человека, чрезвычайно устойчивы, постоянны.

2. Детско-родительские отношения: психологическая сущность, типы и их влияние на характер взрослеющего человека.

Под родительским отношением принято понимать «систему, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним».

Под понятием «отношение» в психологии понимается субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой. В социальных общностях (а к ним относятся и семья) у составляющих их людей представлены не отношения, а взаимоотношения.

Взаимоотношение – это взаимная позиция одной личности к другой, при этом отношения и взаимоотношения – это стороны общения. И если в отношении не обязательно присутствует обратный сигнал, то при взаимоотношении постоянно осуществляется обратная связь, причем разной модальности.

Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей, живущих в современном обществе. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние. Семья – это социальная группа, в которой есть субъект (родитель), с определенными характеристиками и объект влияния (ребенок), который так же наделен определенными свойствами. Между ними существуют взаимоотношения, взаимодействия, взаимовлияния.

А.С. Спиваковская отмечает, что некоторые авторы пытались положить в основу описания типов воспитания степень выраженности эмоционального отношения родителей к своему ребенку. Представлены два крайних типа, а все остальные отличаются по степени выраженности эмоций.

˗ Семьи, в которых отношения строятся на основе любви и принятия.

˗ Семьи, в которых отношения строятся на неприятии и отторжении ребенка.

˗ Отношения по типу чрезмерной опеки характеризуются следующей родительской установкой: «Все сделаю для ребенка, полностью посвящу ему свою жизнь».

˗ Отношение по типу излишней требовательности.

Во многих исследованиях психологи, пытаясь описывать типы семейного воспитания, пришли к выводу, что более точной будет оценка воспитания не в одном, а одновременно в нескольких аспектах. Поведения родителя представляется в системе координат, одна из осей которых отражает эмоциональный аспект отношения к ребенку, а другая – поведенческий. Комбинации крайних значений дают четыре типа воспитания:

˗ теплое ограничивающее воспитание, которое характеризуется эмоционально ярким отношением к ребенку с излишним контролем за его поведением;

˗ теплое отношение к ребенку в сочетании с предоставлением ему самостоятельности и инициативы;

˗ холодное разрешающее воспитание, при котором некоторая холодность к ребенку, недостаточность родительских чувств сочетаются с предоставлением ему достаточной свободы;

˗ холодное ограничивающее воспитание, которое приводит к постоянной критике ребенка, к придиркам, а иногда и преследованию любого самостоятельного поступка.

3. Охарактеризуйте стили педагогического общения и возможности их использования в учебно-воспитательном процессе.

В стиле педагогического общения находят выражение особенности коммуникативных возможностей педагога; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности учащихся. Будучи категорией социально и нравственно насыщенной, стиль общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру учителя и его профессионализм.

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский.

При авторитарном стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок, он определяет цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. Всякая инициатива со стороны учащихся оценивается отрицательно и отвергается. Противодействие школьников властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций.

Попустительский (анархический, игнорирующий) стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами как школы, так и учащихся. Следствием подобной тактики является отсутствие контроля за деятельностью школьников и динамикой развития их личности. Успеваемость и дисциплина в классах таких педагогов, как правило, неудовлетворительны.

Альтернативой выше обозначенным стилям общения является стиль сотрудничества участников педагогического взаимодействия, чаще называемый демократическим. При таком стиле общения педагог ориентирован на повышение субъектной роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Основная особенность этого стиля – взаимоприятие и взаимоориентация. В результате открытого и свободного обсуждения возникающих проблем учащиеся совместно с педагогом приходят к тому или иному решению. Демократический стиль общения педагога с учащимися – единственный реальный способ организации их сотрудничества.

Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Им свойственны глубокое понимание школьника, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности. Межличностные отношения в них отличаются доверием и высокой требовательностью к себе и другим. При демократическом стиле общения педагог стимулирует учащихся к творчеству, инициативе, организует условия для самореализации.

В реальной педагогической практике чаще всего имеют место «смешанные» стили общения.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: