Контроль можно определить как процесс, обеспечивающий эффективное достижение цели организации. Основными подфункциями контроля являются:
1) учет (сбор, обработка) и анализ информации о фактических результатах деятельности всех подразделений организации;
2) сравнение их с плановыми показателями;
3) выявление отклонений и анализ их причин;
4) разработка мероприятий для достижения поставленных целей.
Появление отклонений в деятельности организации от плана может потребовать срочных решений, это осуществляется посредством рассмотренных функций координации и регулирования.
Таким образом, место и значение контроля определяются тем, что он является способом организации обратных связей, благодаря которым орган управления получает информацию о ходе выполнения его решения. Контроль позволяет видеть всю действительную картину состояния производства. И именно от его эффективности в конечном итоге зависит качество принимаемых решений и своевременное их выполнение.
|
|
Рассмотрим виды и формы контроля, два из которых являются основными:
1) стратегический (или управленческий) контроль, направленный на решение стратегических задач и тесно связаннный со стратегическим планированием и управлением;
2) тактический (или административный) контроль, призванный систематически отслеживать выполнение текущих задач, программ, планов.
Кроме этого, выделяют также предварительный, текущий и заключительный контроль в организациях. В специальной литературе рассматривается ряд подходов к выделению форм контроля, в числе которых контроль ресурсов: финансовых, материальных, человеческих и информационных.
Финансовый контроль является основой общего управленческого контроля и осуществляется на основе полученных от каждого подразделения организации стандартных форм финансовой отчетности. Финансовый контроль охватывает все аспекты жизнедеятельности организации: производство, маркетинг и непосредственно самоуправление.Анализу подвергаются бюджеты, рентабельность и относительные показатели, характеризующие их.
Контроль качества продукции направлен на состояние технического уровня, отсутствие дефектов при исполнении, надежность в эксплуатации, является одним из главных критериев конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке.
Процесс контроля, где бы он ни осуществлялся, может быть сведен к трем этапам:
1) установлению норм (стандартов);
2) измерению соответствия выполнения этим нормам;
3) коррекции отклонения от норм и планов.
Более подробно процесс контроля представлен на рис. 4.8.
Рис. 4.8. Контур обратной связи управленческого контроля |
Чтобы обеспечить эффективность системы контроля организации, она должна соответствовать ряду требований:
|
|
1) контроль должен быть всеобъемлющим и не являться прерогативой только отдельного менеджера. Каждый менеджер должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если этого ему не поручали;
2) контроль не может быть ни целенаправленным, ни нейтральным. Главным в контроле является вопрос: что контролировать, а не как. Он должен быть операционным;
3) контроль следует сосредоточить на результатах. Контролировать можно лишь измеряемые явления. Контроль должен быть экономичным. Суммарные затраты на него не должны превышать достигаемых с его помощью результатов. Чем меньше требуется контроля, тем он эффективнее.
4) система контроля должна быть простой. Избыточная сложность создает беспорядок;
5) контроль должен быть непрерывным во времени.