Функция контроля. Контроль можно определить как процесс, обеспечивающий эффективное достижение цели организации

Контроль можно определить как процесс, обеспечивающий эффективное достижение цели организации. Основными подфункциями контроля являются:

1) учет (сбор, обработка) и анализ информации о фактических ре­зуль­татах деятельности всех подразделений организации;

2) сравнение их с плановыми показателями;

3) выявление отклонений и анализ их причин;

4) разработка мероприятий для достижения поставленных целей.

Появление отклонений в деятельности организации от плана может потребовать срочных решений, это осуществляется посредством рассмотренных функций координации и регулирования.

Таким образом, место и значение контроля определяются тем, что он является способом организации обратных связей, благодаря которым орган управления получает информацию о ходе выполнения его решения. Контроль позволяет видеть всю действительную картину состояния производства. И именно от его эффективности в конечном итоге зависит качество принимаемых решений и своевременное их выполнение.

Рассмотрим виды и формы контроля, два из которых являются основными:

1) стратегический (или управленческий) контроль, направленный на решение стратегических задач и тесно связаннный со стратегическим пла­нированием и управлением;

2) тактический (или административный) контроль, призванный сис­те­матически отслеживать выполнение текущих задач, программ, планов.

Кроме этого, выделяют также предварительный, текущий и заключительный контроль в организациях. В специальной литературе рассматривается ряд подходов к выделению форм контроля, в числе которых контроль ресурсов: финансовых, материальных, человеческих и информационных.

Финансовый контроль является основой общего управленческого контроля и осуществляется на основе полученных от каждого подразделения организации стандартных форм финансовой отчетности. Финансовый контроль охватывает все аспекты жизнедеятельности организации: производство, маркетинг и непосредственно самоуправление.Анализу подвергаются бюджеты, рентабельность и относительные показатели, характеризующие их.

Контроль качества продукции направлен на состояние технического уровня, отсутствие дефектов при исполнении, надежность в эксплуатации, является одним из главных критериев конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке.

Процесс контроля, где бы он ни осуществлялся, может быть сведен к трем этапам:

1) установлению норм (стандартов);

2) измерению соответствия выполнения этим нормам;

3) коррекции отклонения от норм и планов.

Более подробно процесс контроля представлен на рис. 4.8.

  Рис. 4.8. Контур обратной связи управленческого контроля

Чтобы обеспечить эффективность системы контроля организации, она должна соответствовать ряду требований:

1) контроль должен быть всеобъемлющим и не являться прерогативой только отдельного менеджера. Каждый менеджер должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если этого ему не поручали;

2) контроль не может быть ни целенаправленным, ни нейтральным. Главным в контроле является вопрос: что контролировать, а не как. Он должен быть операционным;

3) контроль следует сосредоточить на результатах. Контролировать можно лишь измеряемые явления. Контроль должен быть экономичным. Суммарные затраты на него не должны превышать достигаемых с его помощью результатов. Чем меньше требуется контроля, тем он эффективнее.

4) система контроля должна быть простой. Избыточная сложность создает беспорядок;

5) контроль должен быть непрерывным во времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: