Приемы умственной деятельности как бы скрыты за приемами учебной работы. Отработка каждой группы умений требует применения простейших предписаний. Обобщающими предписаниями мыслительной деятельности ученики могут пользоваться начиная с 4-5 класса. Учитель приучает их к изложению исторических событий в форме ответов на вопросы: кто? (что?). Где? Когда? Как? Почему? Зачем?.
В систему приемов умственной деятельности при изучении теоретического материала входят приемы словесно-понятийного мышления. К ним относятся: анализ и синтез, сравнение и обобщение, доказательство, выявление существенного, формулирование выводов, понятий, приемы воображения и запоминания.
От класса к классу усложняются интеллектуальные умения учащихся. Вот основной их перечень:
5 класс — уметь сравнивать отдельные события; давать описание фактов (условия жизни людей); объяснять исторические термины.
6 класс — анализировать и обобщать исторические факты, делать несложные выводы; давать сравнительные описания природных условий стран, орудий труда, памятников культуры;
|
|
7 класс — выявлять существенные признаки социальных групп общества; сравнивать однотипные явления, процессы; обобщать причины, выявлять значение событий; обосновывать свои выводы фактами из разных источников (рассказ учителя, наглядные пособия, учебник);
8 класс — оценивать значение явлений и событий; сравнивать однотипные процессы в отечественной и всеобщей истории, выявлять их причины и следствия; 9 класс — анализировать исторические факты, опираясь на теоретические положения;
10—11 классы — формулировать определения отдельных исторических понятий; анализировать и обобщать на основе знаний по истории и обществоведению, источников; характеризовать общественные явления в развитии; давать сравнительную характеристику процессов. Учащиеся старших классов должны также уметь подготовить доклад и реферат, написать тезисы и конспект выступления.
Отработка приемов может быть быстрой или растянуться на длительный срок. Например, умением проводить сравнение ученики овладевают на протяжении нескольких лет. Умения определять причины и следствия, локализовать факты во времени и пространстве, грамотно работать со школьным учебником также требуют много времени. В течение нескольких лет ученики овладевают приемами анализа и синтеза.
Анализ и синтез. Способ мысленного расчленения целого на части называется анализом. Противоположный анализу прием синтез. Но реализуется эта мыслительная операция совместно с анализом, а также обобщением, систематизацией, классификацией. Синтез — это мысленное соединение частей в одно целое (раскрытие связей между ними). Синтез лучше всего продемонстрировать в ходе составления логической цепочки признаков (частей) первобытно-общинного строя: простые орудия труда → совместный труд → общее имущество → равенство членов общины.
|
|
При изучении отечественной истории вводятся простейшие приемы анализа. Например, рассмотреть рисунок древнерусского воина и определить, из каких предметов состоит его вооружение. В этой работе помогает специальная памятка: для сравнения выдели сопоставимые признаки; оставь самые существенные из них; на первое место поставь самый важный признак, потом зависящие от него; сравни события и явления; сделай вывод.
Сравнение — это установление общего и различного. Как показывают исследования психологов, ученики 5-7 классов при сравнении лучше устанавливают черты различия, чем сходства; легче определяют только особенное или только общее; сходство четче видят на фоне различий.
Выявляя сходство и различие, младшие школьники сравнивают славянский поселок и древний Киев, Куликовскую битву и Ледовое побоище, Московский Кремль XII и XV вв. Ученики среднего возраста могут сравнить несколько явлений, описанных в тексте, например: мануфактуру и мастерскую ремесленника, регулярную армию Петра I и войско стрельцов вместе с дворянской конницей,
Предлагается следующая памятка для отработки умения сравнивать:
1. Подумай, по каким линиям и в какой последовательности нужно сравнить изучаемые явления.
2. Установи их общие существенные признаки.
3. Определи существенные различия между ними.
4. Сделай (если нужно) вывод, вытекающий из их сравнения.
В старших классах ученикам такая памятка уже не нужна. На основе отработанного умения они легко сравнивают, например, экономическое развитие России после реформ 60-70-х гг. с экономическим развитием США после гражданской войны 1861 г.
Сравнение проходит легче и эффективнее, если материал представлен в виде схемы, например, изменения населения Аттики к VII в. до н.э.
Усвоив прием сравнения, ученики своими словами объясняют нужные действия: «Нужно сравнивать одновременно оба события по одинаковому плану, затем установить, в чем было общее и различное между ними» или «Надо сначала выявить самые важные признаки, найти сопоставимые признаки, сравнить по ним и сделать выводы: что общего и в чем различия между событиями».
Учитель может дать, например, такие задания:
1. Сравните мифы и легенды о богах народов Древнего Востока и Древней Греции. Что в них общего? Что их отличает друг от друга?
2. Правила поведения средневекового рыцаря, сложившиеся в XII в., включали следующие требования: быть милосердным, справедливым, добрым и честным; защищать церковь, помогать нуждающимся и бедным; карать убийц и грабителей; смерть предпочитать бесчестию. У далекого предшественника средневекового рыцаря — немецкого воина-варвара — эти требования вызвали бы усмешку и недоумение. Для него главной задачей было проявить мужество, неукротимость в бою, любой ценой добиться поражения и подчинения врага. Что общего в правилах поведения рыцаря и воина-варвара, что отличает их устремления?
3. Составьте сравнительную таблицу «Положение зависимого крестьянина и свободного фермера». При этом отметьте следующие характеристики: орудия труда; тяжесть труда; производительность; свобода в распоряжении землей, результатами труда; удовлетворение от труда; отношения с владельцем земли, с другими хозяевами.
4. Найдите общие черты и различия в деятельности Генеральных штатов во Франции и парламента Англии в средневековую эпоху.
5. Составьте сравнительно-систематизирующую таблицу событий и военных действий на Западном и Восточном фронтах в период первой мировой войны:
|
|
Год | Западный фронт | Восточный фронт |
Вторжение немцев в Бельгию (4 августа) Битва на Марне (сентябрь) Продвижение немцев к Парижу остановлено | Вторжение русских армий в Восточную Пруссию (17 августа) Успешное наступление русских войск в Галиции | |
Позиционная война | Поражение русской армии. Потеря Польши, Литвы, Прибалтики, Западной Белоруссии, части Западной Украины | |
Бои под Верденом (февраль-декабрь) Битва на Сомме (июль-ноябрь) | Успешное наступление на Юго-Западном фронте – Брусиловский прорыв (май). Недостаток резервов и боеприпасов срывает наступление | |
Вступление в войну США (6 апреля) | Провал наступления, организованного Временным правительством (июнь) | |
Истощение сил Германии. Выход из войны ее союзников. Капитуляция Германии (11 ноября) | Брестский мир (март) |
Таким образом, с применением какого-либо приема учебной работы в обучении выполняются и связанные с ним приемы умственной деятельности. При составлении сравнительно-обобщающей таблицы надо:
1) проанализировать учебный материал и выделить из него объекты сравнения (прием подчеркивающей абстракции);
2) проанализировать выделенные объекты (прием расчленяющей абстракции);
3) последовательно сравнить однородные существенные признаки объектов (прием сравнения);
4) обобщить результаты сравнения (прием обобщения по одноименному признаку).
Отработка каждой группы умений требует планирования работы. Надо знать, какие мыслительные операции позволят лучше изучить новый материал. Например, для усвоения материала о природных условиях и занятиях населения лучше подойдет сравнение, а для выделения существенных признаков — абстрагирование или доказательство.
Прием доказательства применяется при выяснении сущности понятий. Для доказательства какого-либо положения, высказанного как тезис, подбираются аргументы. Каждый из них должен обосновать истинность тезиса. В ходе доказательства четко отделяется один ряд умозаключений от другого. Исходным материалом для доказательства могут быть документы, статистические данные.
|
|
Для доказательства ученики используют памятку:
1. Уясни и сформулируй мысль, правильность которой следует доказать.
2. Приведи и разъясни доводы, подтверждающие данную мысль.
3. Сделай вывод, завершающий доказательство.
Памятка помогает подвести младших школьников к определению самого доказательства — обоснованию правильности или ложности какого-либо высказывания, мысли. Со временем это определение углубляется и конкретизируется, наполняясь новым содержанием. Старшие школьники обосновывают истинность доказываемого суждения при помощи других суждений, истинность которых уже доказана. Для доказательства могут привлекаться зрительные образы. Старшеклассники, например, получают задание: докажите, что программа народников была утопической. Путем анализа картины Репина «Арест пропагандиста» раскройте характерные черты хождения в народ.