Таблицы, логические схемы, задачи, различные виды планов широко применяются при изучении теоретического материала. Распространенный вид работы с учебником — составление простого и сложного плана параграфа. Сначала ученикам предлагается обсудить содержание предварительно выделенных учителем частей текста, дать этим частям заголовки и по ним составить план. Затем нужно самостоятельно разделить текст на смысловые части; выделить в каждой из них главную мысль; сформулировать заголовки для каждой части (пункта) плана.
План может составляться по пунктам учебника (т.е. подзаголовкам параграфа) с нумерацией римскими цифрами. В абзацах выделяются основные мысли, сформулированные на их основе пункты плана с арабскими цифрами. Небольшие абзацы при необходимости объединяются в части с единым заголовком. Такая работа способствует обобщению учебного материала.
При обучении составлению сложного плана учитель прибегает к памятке. Памятка-предписание, являясь логической схемой, дает указания о способах деятельности. Итак, памятка-предписание по составлению сложного плана:
1. Внимательно прочитай текст, разбей его на законченные части.
2. Каждую часть озаглавь по ведущей мысли римскими цифрами.
3. В каждой части выдели положения, уточняющие главное. Эти положения (подпункты) озаглавь арабскими цифрами.
4. Подумай, насколько точно заголовок параграфа отражает основную мысль содержания. Предложи свой вариант заголовка.
Интересен такой опыт работы с заголовками параграфов. На уроках свой заголовок параграфу ученики дают, анализируя текст учебника. В одних случаях они указывают время событий (греко-персидские войны 500-449 гг. до н.э.); в других — отмечают развитие процесса («От Британии — к Англии VI-VIII вв.»); в иных — констатируют факт из летописи, например, захвата турками Константинополя в 1453 г. («Константином создася и паки Константином и скончался»). Заголовок может быть сформулирован как альтернативный вопрос: «Греция или Македония? Филипп или Демосфен?».
Или же ученикам предлагается проанализировать заголовок и, выделив ключевые слова, определить порядок изучения темы урока. Так, проанализировав название «Первые земледельцы и скотоводы», ученики намечают, на какие вопросы надо получить ответы: что такое земледелие? Что такое скотоводство? Когда появляются эти занятия? Каковы причины их возникновения? Где сложились первые районы земледелия и скотоводства? Что изменилось в жизни людей с появлением земледелия и скотоводства?
Любопытен следующий опыт по составлению плана. Обучение составлению развернутого плана проходит в классе под руководством учителя. Ученики знакомятся с текстом, по которому предстоит разработать план. Это не должен быть сложный текст, раскрывающий исторические процессы, например феодальную раздробленность. Лучше выбрать простой фактический материал.
В ходе рассуждающего изложения учитель показывает ученикам, как надо делить параграф на части, выделяя главное и обобщая, учит определять соотношение части и целого, более узких и широких понятий. Части должны быть небольшие, содержащие одну-две основные мысли. Учитель ставит вопрос перед классом: на какие части надо разделить данный текст? Дает задание озаглавить каждую часть, перечислить факты, явления, раскрывающие содержание каждого пункта плана.
Отмечаются основные ошибки, допускаемые школьниками при составлении планов. Во-первых, это неумение отобрать главное, выражающееся в частичном пропуске существенного или в излишней дробности членения материала. Например, раскрывая содержание пункта плана о княжении Андрея Боголюбского, ученики отмечают в подпункте убийство князя Андрея и не указывают подпункт о его самовластной политике, послужившей причиной этого- убийства. Во-вторых, они проводят неправильное логическое деление и группировку материала, когда части не соответствуют целому. Например, давайте посмотрим, в плане ответа ученика о причинах возвышения Москвы в XIV в. все ли пункты соответствуют содержанию вопроса? (два последних пункта не соответствуют, т.к. это уже начало ее возвышения).
1. Москва — старый центр пашенного земледелия.
2. Москва — надежное место для жизни.
3. Москва находилась на перекрестке торговых путей.
4. Москва была центром старых русских земель.
5. Москва стала самостоятельным княжеством.
6. Присоединение к Москве Можайска и Коломны.
Эта ошибка связана с тем, что ученики не делят на части содержание материала параграфа учебника, а механически подыскивают заголовки к абзацам учебника в порядке их расположения. Чтобы избежать ошибки, учитель дает ученикам предварительное задание: определить, в какой части текста параграфа раскрываются причины возвышения Москвы, а в какой — начало ее возвышения.
Еще одна ошибка связана с недостаточной развитостью логического мышления учащихся, неумением соотнести более широкие и узкие понятия, что приводит к логическому несогласованию подпунктов плана. Ученики не умеют выявлять связи между явлениями, соотнести разноуровневые понятия. Этот недостаток четко прослеживается при раскрытии содержания пункта «Причины восстания крестьян под руководством Ивана Болотникова».
| Неправильно составленный план | Правильно составленный план |
| 1. Усиление угнетения крестьян в связи с развитием товарно-денежных отношений 2. Закрепощение крестьян 3. Отмена Юрьева дня в 1581 г. | 1. Усиление угнетения крестьян в связи с развитием товарно-денежных отношений 2. Закрепощение крестьян: а) отмена Юрьева дня в 1581 г. б) введение урочных лет и т.д. |
Ученики не замечают, что подпункт плана «Отмена Юрьева дня» входит составной частью в подпункт «Закрепощение крестьян», поскольку он охватывает все факты закрепощения, в том числе и отмену Юрьева дня.
В планах учащихся встречаются неудачные формулировки подпунктов плана и недостаточная конкретизация содержания материала в них. При составлении плана используются в основном вопросительные и повествовательные, но не назывные предложения (распространенное предложение, где сказуемое выражено существительным в именительном падеже: разорение, возвышение, расселение). В начале обучения составлению плана возможно использование первых двух форм. Вопросительные и повествовательные формы пунктов плана помогают сосредоточить внимание учеников на главном в тексте, но они не обобщают главного. Поэтому в дальнейшем целесообразно требовать от учеников составлять план из назывных, обобщающих и конкретизирующих содержание предложений.
Чтобы показать важность конкретизации содержания плана, следует прослушать планы одного-двух учеников, чтобы остальные сравнили их планы с собственными, отметили пропуски, неточности. При обсуждении отмечается, какие из основных вопросов не нашли отражения в прочитанных планах.
При составлении развернутого плана учитель требует отбирать наиболее существенные факты, выделять общие положения и конкретизировать их содержание, указывая время и место событий. Такой план раскрывает не только то, о чем идет речь, но и что именно говорится по данному вопросу в учебнике. Это уже будет план-конспект, подготавливающий учеников к конспектированию текста.
Работа с планом весьма разнообразна. Например, учитель записывает на доске пункты плана параграфа, а ученики находят соответствующие части текста. Сначала каждый составляет свой план, потом все вместе — общий план параграфа. По плану учителя ученики готовят сообщение на основе одного или нескольких параграфов.
В старших классах ученики получают задание составить сложный план нескольких параграфов, темы или раздела. В план вносят основные понятия, идеи, факты и события. Такая работа позволяет осмыслить логическую структуру учебника, увидеть перспективы изучения материала.
Чтобы понять причину какого-либо явления, например возникновение судебной системы, становление и развитие системы крепостничества, органов власти и управления, также целесообразно составить план. В ходе этой работы ученики прослеживают историю развития королевской власти в Англии V—XI вв., характер власти французских королей в IX—XI вв.
Более сложным видом задания будет составление памятки-предписания, например о крестьянских войнах. Надо проанализировать крестьянские войны в России XVII—XVII вв. и выявить в них то общее, что можно включить в памятку. В качестве образца ученикам даются памятки по другим проблемам истории. После совместной работы памятка по изучению восстаний может принять следующий вид: 1. Причины восстания. 2. Участники. 3. Районы восстания. 4. Цели и требования восставших. 5. Ход восстания. 6. Причины поражения восстания. 7. Значение.
Не уступает по сложности и задание по составлению логических схем. В них важно правильно выделить соподчиненность событий и явлений. Четко проследить логические связи, раскрывающие установление феодальной раздробленности в Западной Европе, позволяют стрелки в схеме. Работа над схемой проходит поэтапно. Содержание звеньев записывается во время объяснения учителя, беседы с учениками и сопровождается нахождением соответствующего текста в учебнике.

Оперировать знаниями, применять их для объяснения и истолкования других знаний, отличающихся от привычно изложенных, дают возможность логические задачи. Они помогают овладеть способами применения усвоенных знаний для самостоятельного познания общественных явлений. На это обратили внимание еще в 60-е гг. ХХ в. Рассматривали задачи с позиций совершаемых логических действий, считая, что содержанием всякой задачи является проблема, в основе которой противоречие между известным и искомым, решаемая с помощью умственных суждений и практических операций.
Задачи, применяемые в обучении истории, преследуют несколько целей: выявление знаний и умений учащихся; проведение тренировочных упражнений для усвоения знаний; организация поисковой деятельности для приобретения новых знаний и умений; самостоятельная работа учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. Познавательные задачи можно подразделить на две группы: проверочно-тренировочные (сначала решаемые с помощью учителя, а потом слегка видоизмененные) и поисковые (самостоятельно решаемые учениками и предусматривающие приобретение новых знаний).
В задачах проверочно-тренировочного типа нужно установить причинно-следственные связи между фактами, например: а) в 1439 г. во Франции был введен ежегодный постоянный налог; б) в этом же году началось создание постоянного войска; в) при Людовике XI Генеральные штаты собирались только один раз. Ответ ученицы: для того чтобы содержать наемное войско, нужны большие деньги. Поэтому во Франции был введен ежегодный налог. После его установления Людовик XI больше не нуждался в Генеральных штатах. Поэтому за годы своего правления Людовик XI созывал Генеральные штаты только один раз.
Приведем пример следующей поисковой задачи:
«Археологи нашли древнюю могилу, в которой были останки когда-то похороненного человека. Его положили в позе спящего на боку с подтянутыми к животу ногами и в повседневной одежде. Рядом были оружие, обычная утварь (посуда), остатки пищи.
К какому времени относится могила — к дорелигиозному или к той поре, когда религия уже возникла? Докажите свое решение». Что вы на это скажете?
Ответ ученика: «Эта могила относится к поре, когда религия уже возникла, потому что если бы люди не придумали, что после смерти душа человека продолжает жить, они бы не оставили пищу и оружие».
Для учеников среднего звена предлагаются задачи с использованием иллюстраций учебника. Предварительно нужно описать по рисунку ручное рубило (форму, внешний вид, свойства материала, определить общее и различное между разными рубилами, характер действий при изготовлении рубила и примерную последовательность этих действий) и только после этого решить задачу.
Известно, что древнейший человек изготовлял ручное рубило из твердых пород камня и пользовался им для охоты за дикими зверями. Что должен был знать древнейший человек, если судить по тому, что он изготовлял ручное рубило и, пользовался им? Рассмотрите рисунок и докажите свои выводы.
Ответы учеников: «Изготовляя рубило, древний человек должен был знать: а) что есть камни более твердые и более мягкие; б) что более твердым камнем можно отколоть кусок от более мягкого; в) что если у него в руках будет острый, твердый и тяжелый предмет, то удар его будет сильнее; г) что чем острее будет рубило, тем удобнее оно будет».
Или же задачи с конструированием рассуждения путем расстановки в логической последовательности элементов этого рассуждения. Решение предусматривает выбор ответа и введение его в логическую цепочку, где в кружках оставлены пустые места.

Ученикам дано задание проставить в кружках цифры, которыми обозначены пропущенные звенья рассуждения о причинах отделения ремесла от сельского хозяйства:
1. Стало трудно совмещать занятия сельским хозяйством и ремеслом.
2. Рост урожаев и увеличение излишков продуктов.
3. Появление новых, более сложных видов ремесла.
4. Стало возможным обменять продукты сельского хозяйства на изделия ремесленников.
Давая одну и ту же задачу, учитель может учитывать познавательные возможности учащихся, как бы регулируя степень ее сложности. Предлагается ученикам следующая задачу: «С 1860 по 1862 г. выплавка чугуна в России упала с 14,5 млн. пудов до 10,5 млн. пудов, т.е. почти на 28%, и только к 1870 г. достигла уровня 1860 г. Как можно объяснить это явление?» Ее смогли решить только сильные ученики. Они соотнесли факт отмены крепостного права и то, что до 1860 г. большая часть чугуна выплавлялась на Урале. Учитель вводит дополнительные сведения для средних учеников: чугун в России выплавлялся главным образом на Урале; для слабых учеников: в металлургии Урала преобладал принудительный труд крепостных.
Ничего страшного, если первоначально некоторым не хватает знаний для решения задач. Интерес у них вызывают условия задачи, способы ее решения другими учениками. Даже не участвуя в решении задачи, они следят за ходом рассуждений одноклассников.
Задания и игры. При отработке умений интеллектуального характера следует приучать учеников дополнять ответы товарищей; делать устные отзывы; излагать исторический материал с учетом знаний по изученным курсам истории, литературе, географии, обществоведению. Надо научить ставить вопросы к тексту учебника, задавать устные вопросы, логически точно, без лишних фраз отвечать на них. В целях отработки этого умения вводятся игровые моменты. Вот один из видов игры. Ученики каждого ряда получают листки бумаги и подписывают их. Задание состоит в том, что каждому надо сформулировать и записать любой вопрос по пройденному материалу. Ассистенты собирают, перемешивают листки с вопросами и раздают их вновь. Теперь нужно ответить на вопрос. Работы проверяются и анализируются ассистентами. Лучшие вопросы и ответы на них читаются в классе.