Проблемность в обучении истории

Проблемное изложение. «Начальным моментом мыслитель­ного процесса обычно служит проблемная ситуация. Мыслить че­ловек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Проблемной ситуа­цией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс».

Элементы проблемности учитель включает во многие уроки. Перед изучением нового материала он ставит интересные, неожи­данные вопросы, на которые ученикам надо дать ответы в конце объяснения нового. Иное дело проблемные уроки, когда изучение теоретического содержания урока полностью проходит на поис­ковом уровне познавательной деятельности. Для сильных учащих­ся учитель готовит изложение теоретических сведений в скрытой форме, опуская сущность фактов и их связей. Начиная изучение нового, учитель выдвигает проблему, дает учебный материал и ориентиры для ее решения, сопровождая объяснение вопросами и заданиями поискового характера. На основе вновь изучаемого учащиеся решают проблему, как правило, давно уже решенную наукой. Но ученикам надо ее «переоткрыть», например: опреде­лить, в чем заключалась прогрессивность экономической полити­ки правительства Петра I.

Что же такое проблемное изложение? Изложение является проблемным, если оно «всем своим содержанием и способом раскрытия ставит какой-то вопрос, требующий решения, но прямого решения не дает и по­буждает учащихся искать ответ. В этом случае возникает проблем­ная ситуация. Она создается также при изложении различных мнений, с тем чтобы учащиеся сами их разобрали, оценили, либо при указании на противоречие, конфликт, с тем чтобы учащиеся сами нашли пути его решения».

Каким же образом создается проблемная ситуация? Это может быть противоречие, содержащееся в учебном материале, или вве­дение в урок фрагмента документа противоречивого характера, или изложение противоречивых взглядов на один и тот же воп­рос. То, что учитель излагает проблемно, ученики должны с помо­щью ранее приобретенных знаний выделить из фактов и сформу­лировать решение проблемы самостоятельно.

Конечно, познание теоретических знаний в процессе проблем­ного изложения не является самоцелью. Как отмечают психологи, если предметом усвоения становятся теоретические знания, то результатом познания должно стать изменение самого ученика, его развитие, овладение новыми способами ориентации в действительности, новыми способами действия, а значит, и ста­новления новых способностей.

Проблемно-поисковый метод обучения нецелесообразно при­менять при изучении изобилующего фактами или нового слож­ного для учеников материала или при недостатке времени на уроке. Он не приведет к успеху и при слабом контакте учителя с учениками.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: