Объяснение, рассуждение, характеристика, доказательство

Изучение теоретического учебного материала

Объяснение — один из распространенных приемов при изло­жении главных фактов и теоретического материала. Это та часть информации, которая должна быть усвоена в виде понятий, суж­дений, умозаключений, оценок, выводов. Понятия (барщинное хозяйство, ремесленное производство, мануфактура) и причинно-следственные связи (предпосылки феодальной раздробленности) учитель раскрывает при помощи объяснения. Объяснение помога­ет раскрыть внутренние связи и зависимости, смысл, сущность и значение исторических фактов и явлений. При объяснении один ряд умозаключений четко отделяется от другого, каждый из них вытекает из анализа фактов.

Прием объяснения для учащихся наиболее доступен, поэтому используется во всех классах. Ученикам сообщается суть изучае­мых событий и явлений, их связей в готовом, разъясненном виде, и им надо ее понять и запомнить. Таким образом, объяснение не требует от учеников поиска существенного (как вы думаете – это + или –?)(это минус), что ограничивает их самостоятельную познавательную деятельность и является мину­сом данного приема.

Рассуждение (рассуждающее изложение) — это вариант объяснения, применяемый при выявлении причинно-следствен­ных связей, существенных черт понятий. Одновременно исполь­зуются документы, статистический (диаграммы, графики) и кар­тографический материал.

Этот прием позволяет показать ученикам ход рассуждений учителя, его размышлений, дать образцы анализа фактов. Учи­тель как бы ведет учащихся за собой, вовлекая их в активную познавательную деятельность. Он показывает, как решали эту проблему ученые, как ее надо решать. «Рассуждением мы называ­ем последовательное развитие положений, доказательств, подво­дящее учащихся к выводам и заключениям».

Рассуждение сопровождается постановкой вопросов, что позво­ляет привлечь внимание учащихся. На каждый вопрос учитель дает ответ в форме размышления, сопоставляя факты и мнения. В результате учащиеся без затруднений осмысливают теоретичес­кое содержание учебного материала. При применении этого приема ученики полу­чают готовые знаний – (а здесь это – или +?) (это минус). Ну и по ходу рассуждения ученики могут составлять сопоставитель­ные таблицы.

Вместе с приемом рассуждения применяются такие средства обучения, как логические схемы, учебные памятки, аппликации, текстовые таблицы. Прием рассуждающего изложения допускает деятельность учащихся на преобразующем уровне, т.е. по ходу объяснения учителя они составляют смысловые планы, логичес­кие схемы, сравнительно-сопоставительные таблицы.

Сравнительная и обобщающая характеристики. При изло­жении теоретического содержания учебного материала использу­ются сравнительные характеристики. Сравниваются формы го­сударственной власти, типы хозяйств и многое другое. При этом следует выделить существенные сопоставимые признаки истори­ческих объектов; затем сравнить их, найти общее, особенное, еди­ничное и сделать вывод. Вместе с приемом используются такие средства обучения, как текстовые сравнительные таблицы и учеб­ные памятки, показывающие прием сравнения.

Вот, например, памятка-сравнение крестьянских войн:

1. Причины крестьянской войны.

2. Характеристика предводителя движения.

3. Участники войны, их цели.

4. Характер крестьянской войны.

5. Ход войны.

6. Причины поражения.

7. Историческое значение.

Совершенно иные задачи у обобщающей характеристики. Она подводит итог изученному теоретическому материалу, формирует понятия. Обобщая что-либо, в логической последовательности перечисляют основные черты явления, самое существенное в нем. Например, рассказав о коллективизации, называют характерные черты колхозного строя: директивное планирование; изъятие про­изведенного продукта; прикрепление работника к земле; отсут­ствие его социальной защиты.

Обобщающая характеристика применяется, когда закончено объяснение сложного исторического события и в обобщенном выводе надо подчеркнуть его сущность или выявить существенные признаки и связи. Вот как это делает Г. Р. Хаггард в романе «Падение Иерусалима»:

«Из всех цивилизаций, чьи анналы доступны для изучения, самая поразительная, несомненно, цивилизация римская. Нигде, даже в древ­нем Мехико, высокая культура не была в таком тесном единении с гру­бейшим варварством. Римская империя блистала своим интеллектом; благороднейшие усилия ее гения навряд ли будут когда-нибудь превзой­дены; ее законы составляют фундамент наших лучших юридических кодексов; искусство она высоко ценила, хотя и заимствовала; выкован­ная ею военная организация все еще поражает мир своим совершенством; ее великие люди все еще остаются великими и по сравнению со множе­ством их преемников. Но как безжалостна была эта лютая тигрица! Среди развалин имперских городов — ни одной больницы, ни одного, если не ошибаюсь, сиротского приюта, и это в эпоху, когда сирот было больше, чем когда-либо. Благочестивые чаяния и усилия отдельных людей ни­когда не будили совесть всего народа. У Римской империи как таковой не было совести; это была ненасытная, прожорливая тигрица; ее изощ­ренный ум и великолепие только усугубляли ее жестокость».

Обобщающая характеристика применяется при индуктивном и дедуктивном изложении главных фактов, понятий сжато, в виде перечисления существенных связей и признаков. Например, за­кончив объяснять сложный материал, в обобщении учитель выде­ляет сущность события (прием индукции). Поскольку индуктив­ное изложение мало вносит в развитие познавательных возмож­ностей учащихся, при объяснении оно дополняется дедукцией и проблемным изложением фактов. Дедукция позволяет использо­вать содержание обобщающих характеристик в качестве теорети­ческого знания.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: