Курс обучения завершается зачётом в 5 семестре в соответствии с объемными требованиями.
VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Рекомендуемая литература (основная)
Скворцов, А.А. Этика: учеб. для бакалавров / А.А. Скворцов; ред. А.А. Гусейнов. - М.: Юрайт, 2012. - 306 с
2.Рекомендуемая литература (дополнительная)
1) Одинцова, О.В. Профессиональная этика/ О.В. Одинцова.- М., 2012.- 144с.
2) Барышева, А.Д. Этика и психология делового общения (сфера сервиса): учеб. пособие / А.Д. Барышева, Ю.А. Матюхина, Н.Г. Шередер. - М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2011. - 256 с.
3) Кузнецов, И.Н. Современный этикет/ И.Н. Кузнецов. - М., 2012.-496с.
Интернет-ресурсы
1. Пособие по этике https://www.humanities.edu.ru/db/sect/5.
2. Грани эпохи. Этико-философский журнал. https://ethics.narod.ru/
3. Этическая мысль. Ежегодник. https://www.iph.ras.ru/~ethics/EthichM.html.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Контрольные работы для студентов
Контрольная работа № 1
по темам: Этика: становление и современность. Сущность морали. Понятия морального сознания.
Вариант 1.
1. Понятие этики. Основные этапы становления этики.
|
|
2. Структура морали.
3. Понятия морального сознания: долг, совесть.
Вариант 2.
1. Этика в системе знаний о морали.
2. Понятие морали. Основные концепции происхождения морали.
3. Понятия морального сознания: справедливость, счастье.
Вариант 3.
1. Возрастание роли этики на рубеже XX – XXI вв.
2. Функции морали.
3. Понятия морального сознания: смысл жизни, нравственный идеал.
Контрольная работа № 2
По темам: Нравственное поведение. Нравственный прогресс. Нравственное воспитание. Профессиональная нравственность
Вариант 1.
1. Поступок как исходный элемент нравственного поведения.
2. Пессимистический взгляд на историю нравов.
3. Деловая этика и духовность.
4. Этикет и нравственное воспитание. Стратегия нравственного воспитания.
Вариант 2.
1. Сущность нравственной свободы.
2. Нейтральный взгляд на развитие нравственности.
3. Специфика профессиональной нравственности и профессиональной этики.
4. Объективные и субъективные предпосылки нравственного воспитания.
Вариант 3.
1. Противоречия нравственного поведения.
2. Специфика нравственного прогресса.
3. Основные понятия профессиональной нравственности.
4. Нравственное воспитание в жизни общества, его виды и формы.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Тест
1. Становление этики как особой системы знаний происходит
а) в древности;
б) в средневековье;
в) в Новое время.
2. Представители этического релятивизма утверждали, что
а) все добродетели пронизаны разумностью;
б) законы природы существенно отличаются от законов общества;
в) добродетели связаны с переживанием удовольствия.
|
|
3. «Добродетель – середина между двумя крайностями», - утверждал
а) Аристотель;
б) Протагор;
в) Сократ.
4. Автор книги «Оправдание добра»
а) Вл.Соловьев;
б) Л.Толстой;
в) И.Кант.
5. Христианская этика господствовала
а) в древности;
б) в средневековье;
в) в Новое время.
6. Этика является наукой
а) исторической;
б) философской;
в) экономической.
7. Теория разумного эгоизма означает, что
а) человеку невыгодно вести аморальный образ жизни;
б) человек должен во всем следовать своим желаниям;
в) человек не должен подчинять свой разум чувствам.
8. Самоограничение чувственных стремлений, удовольствий – это
а) аскетизм;
б) гедонизм;
в) эвдемонизм.
9. Представители объективного идеализма считают, что мораль возникла
а) из Божественной воли;
б) из общественной практики;
в) из Абсолютного духа.
10. Представители теории социального происхождения морали
а) К.Маркс, Э.Дюркгейм, М.Вебер;
б) Платон, К.Маркс, З.Фрейд;
в) Аристотель, К.Маркс, Ч.Дарвин.
11. В структуру морали входят
а) нравственная практика и общественный идеал;
б) моральные ценности и общественные потребности;
в) моральное сознание и нравственная практика.
12. К функциям морали не относится
а) оценочная;
б) мировоззренческая;
в) узаконивающая.
13. «Добро есть то, что приводит к счастью наибольшего количества людей», - утверждают
а) неопозитивисты;
б) гедонисты;
в) утилитаристы.
14. Аристотель считал, что есть два принципа справедливости
а) равенство и свобода;
б) равенство и пропорциональность;
в) свобода и пропорциональность.
15. «От воли человека в жизни ничего не зависит», - утверждают
а) фаталисты;
б) волюнтаристы;
в) богословы.
16. Ситуация морального конфликта означает
а) конфликт между моральными ценностями отцов и детей;
б) выбор взаимоисключающих в конкретных условиях нравственных ценностей;
в) конфликт высоких моральных ценностей и реальной жизнью.
17. Аргументы сторонников существования нравственного прогресса
а) нравственный опыт не передается от человека к человеку;
б) люди все больше отдаляются от Бога;
в) отмена смертной казни.
18. Аргументы сторонников существования нравственного регресса
а) более гуманное со временем отношение к женщине;
б) преступления в XX веке стали более жестокими (терроризм, мировые войны, ядерное оружие)
в) нравственные качества людей прошлого такие же, как и у современных.
19. Аргументы сторонников нейтрального взгляда на развитие морали
а) приоритет прав и свобод человека в законодательстве многих стран;
б) научно-технический прогресс нивелирует личность человека;
в) высшие нравственные идеалы всегда одни и те же.
20. Конкретизация общечеловеческих принципов морали применительно к условиям деятельности данной профессии
а) профессиональные ценности;
б) профессиональная культура;
в) профессиональная этика.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3