Анархизм – философское течение в России, рассматривавшее этическую проблематику (П.А.Кропоткин– 1842-1921 гг.)По мнению представителей данного течения, добро заключено в творческой роли человеческого инстинкта. Природа – первый учитель этики, задача которой – сформировать идеал, который бы лучше всякого совета вел людей в нужном направлении.
Апологетика – течение средневековой этики, не допускающее сомнений в постулатах, выдвигаемых церковными иерархами.
Воспитание в самом широком смысле — это жизненный процесс, складывающийся из разнонаправленных внешних влияний на сознание становящейся и развивающейся личности со стороны семьи, среды непосредственного окружения и, наконец, идеологического воздействия, осуществляемого через различные каналы, в частности через источники массовой информации, литературу, искусство.
Высокая мораль – это совокупность общечеловеческих установок на бескорыстие, справедливое и благожелательное отношение к любому человеческому существу.
Добро – это то, что оценивается положительно и рассматривается как важное и значительное для жизни человека и общества. Добро есть то, что позволяет человеку и обществу жить, развиваться, благоденствовать, достигать гармонии и совершенства.
Долг – это необходимость выполнять свои нравственные обязанности, подчиняться воле более значимой, чем собственная.
Ересь – направление средневековой этики, характеризующееся крайней степенью свободы в мышлении, как правило, ведущая к разрыву с Богом, по крайней мере с официальной церковью со всеми последствиями этого шага.
Зло – это то, что разрушает жизнь и благополучие человека; это всегда уничтожение, подавление и унижение. Зло деструктивно, оно ведет к распаду, к отчуждению людей друг от друга и от животворящих истоков бытия, к гибели.
Космизм – одна из ведущих традиций русской философской мысли. Смысловая структура Космоса при этом выступает как основание для этического, осмысленно жизненного (культурно-исторического) самоопределения человека и всего человечества. В рамках космизма наиболее заметны следующие направления:
- естественно-научное;
- поэтически-художественное;
- религиозно-философское;
Монах (monahos – изолированный), человек, удаленный от общества и мирских сует.
Моральное сознание – одна из форм общественного сознания являющаяся, как и другие его формы (политическое, правовое, эстетическое, религиозное и др.), отражением общественного бытия людей. Моральное сознание фиксирует в себе исторически изменяющиеся в человеческом обществе моральные отношения и представляет собой субъективную сторону нравственности.
Мораль – (mores – лат. нрав) это совокупность норм ценностей, идеалов, установок и принципов поведения людей по отношению к другим людям и обществу в целом.
Мораль характеризует человека с точки зрения его способности жить в человеческом общежитии. Т.е. пространство морали это отношения, складывающиеся между людьми.
Моральная деятельность – важнейший компонент морали, проявляющийся в поступках.
Моральная практика — опредмеченное сознание, имеющее своим результатом определенные изменения в сфере реальных нравственных отношений.
Направления развития этических учений западной философии:
- натурализм;
- эвдемонизм;
- рационализм;
Народническая концепция в этике отражает исторически сложившиеся традиционные национальные ценности русского народа.В рамках этой концепции трудились М.П.Погодин (1800-1875 гг.) С.П.Шевырев (1806-1864 гг.), П.Л.Лавров (1823-1900 гг.), Н.К.Михайловский (1842-1904 гг.) Все эти авторы последовательно раскрывают и отстаивают принципы общинного крестьянского социализма.
Нравственный идеал – позитивные моральные качества, к которым должен стремиться человек, формируя себя как личность. (Можно рассматривать их совокупность как систему моральных ориентиров).
Объект исследования этики - формы и способы межличностного общения в человеческом обществе и совокупности его закономерностей.
Предметом этики является человек и его поведение.
Предпосылки теоретического этапа в развитии этики:
а) Великие географические открытия;
б) достижения в естественных науках;
в) ставшие уже ощутимыми достижения эпохи Ренессанса;
г) вторая (механистическая) научная революция;
д) начавшийся процесс европейского Просвещения.
Принципы сословной чести и феодальной верности - высшие ориентиры морального сознания в условиях феодализма.
Проблемы этики Этика занимается решением ряда проблем, которые в подобном виде не рассматриваются другими гуманитарными дисциплинами. К таким проблемам относятся:
проблема определения смысла жизни,
проблема определения взаимоотношений морали и политики,
проблема соотношения морали и религии,
проблема определения критериев нравственного идеала и др.
Совесть является механизмом осознания долга. Это особый морально-психологический механизм, который действует изнутри человеческой души, как бы проверяя, выполняется ли долг. Ее можно представить как выражение совокупности свободы воли и ответственности личности.
Справедливость – мерная характеристика человеческих отношений. Она означает такой должный порядок человеческой жизни, который характеризуется соответствием между деянием и воздаянием, достоинством и вознаграждением за него. Она всегда рассматривалась как добро.
Стыд - переживание своего несоответствия действующим моральным требованиям перед лицом других людей).
Счастье. Имеются два представления о счастье:
1. Это обладание неким высшим благом или благами;
2. Это – мощные и глубоко впечатляющие позитивные переживания, накладывающие отпечаток на жизнь человека (полное счастье – соединение обоих).
Смысл жизни. Счастье возможно лишь тогда, когда человек чувствует свою жизнь осмысленной. Утрата смысла жизни ведет к депрессии, в т.ч. – людей вполне обеспеченных, т.е. имеющих объективные предпосылки для счастья (В.Франкл). Смысл жизни понимается В.Франклом как тот духовный объект, к которому в самых разных обстоятельствах стремится человеческая душа. Отсутствие системы моральных ориентиров (неверные представления о ценностях) так же ведет к утрате смысла жизни.
Теодицея – учение о промысле божьем в жизни человека и в истории.
Уровни морального сознания:
1) сознание (составленное требованиями, обращенными к обществу, понятиями справедливости и общественного идеала);
2) самосознание (понятия важнейших моральных ценностей);
3) психическое бессознательное (выработанное на основе архетипических первообразов ценностей и идеалов).
Функции морали:
· Регулятивная устанавливает необходимый единственно возможный и достойный порядок во взаимоотношениях между личностью и обществом, между конкретными людьми.
· Оценочно-императивная дает систему критериев для оценки поведения людей в различных ситуациях и помогает найти верные императивы в них.
· Коммуникативная (интеграционная) – объединяющая функция, выражается в том, что мораль способствует сохранению целостности и устойчивости социальных отношений в обществе.
· Воспитательная заключается в пропаганде нравственных норм и принципов высокой морали, в убеждении широких масс общественности в необходимости следования им.
· Прогностическая дает возможность заглянуть в ближайшее будущее, дать обоснованный прогноз развития социальной ситуации, найти правильный ход при наличии кризиса;
· Мотивационная функция заключается в том, что мораль помогает установить и понять мотивационные аспекты в поведении человека, что чрезвычайно важно для определения соответствующих обстановке способов межличностного общения.
Эвдемонизм - направление этики, признающее критерием нравственности и основой поведения человека стремление к счастью.
ПРИЛОЖЕНИЕ №6