Николай Кузанский

Печатается по: Кузанский Н. Об уме //
Антология мировой философии:

Возрождение. – Минск: АСТ, 2001.

Философ: Итак, скажи, Простец (таково твое имя, по твоим же словам), имеешь ли ты какое-нибудь coniecturam (лат. «предположение») об уме?

Простец: Я полагаю, что нет и не было ни одного совер­шенного человека, который бы не составил себе того или иного понятия об уме. Имею, конечно, и я в том смысле, что ум – это то, откуда возникает граница и мера всех вещей. Я думаю, стало быть, что слово mens (лат. «ум») производится от mensurare (лат. «измерять»).

Философ: А не находишь ли ты, что ум – одно, а душа – другое?

Простец:Положительно считаю: ведь одно – ум, сущест­вующий всебе, а другое – в теле. Ум, существующий в себе, или бесконечен, или он – только ymago (лат. «образ») беско­нечного. Из тех же умов, которые суть образ бесконечного, поскольку они не являются существующими в себе в макси­мальном, абсолютном или бесконечном смысле, некоторые, допускаю, могут оживлять человеческое тело. И тогда-то я называю их душами, по их установлению. <…>

Философ: Почти все перипатетики говорят, что интел­лект, который ты, по-видимому, называешь умом, является некоторой потенцией души и что мышление есть акциден­ция. А ты полагаешь иначе?

Простец:Ум есть живая субстанция, которая, как мы знаем по опыту, внутренне говорит в нас и судит и которая благодаря всем познаваемым нами в нас самих духовным способностям на всякой другой способности больше упо­добляется бесконечной субстанции и абсолютной форме; ее обязанность в нашем теле – животворение тела, и пото­му-то она и называется душой. Отсюда ум есть субстанци­альная форма, или сила, всеобъемлющая в себе на свой ма­нер, охватывая силу одушевляющую, при помощи которой она одушевляет своим животворением тело, жизнь расти­тельную и чувствительную, способность рассуждения, ин­теллектуальную способность и способность быть интеллек­том, как таковым. <…>

Философ: Но откуда ум имеет силу суждения, если он, как кажется, создает суждения обо всем? <...>

Простец: Виртуально ум состоит из способности мы­шления, рассуждения, воображения и ощущения, так что сам он в качестве целого называется способностью мышления, способностью рассуждения, способностью воображения и способностью ощущения [с.127–129].

Маттео Пальмиери

Печатается по: Пальмиери М. О гражданской жизни //
Антология мировой философии:

Возрождение. – Минск: АСТ, 2001.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: