Печатается по: Кузанский Н. Об уме //
Антология мировой философии:
Возрождение. – Минск: АСТ, 2001.
Философ: Итак, скажи, Простец (таково твое имя, по твоим же словам), имеешь ли ты какое-нибудь coniecturam (лат. «предположение») об уме?
Простец: Я полагаю, что нет и не было ни одного совершенного человека, который бы не составил себе того или иного понятия об уме. Имею, конечно, и я в том смысле, что ум – это то, откуда возникает граница и мера всех вещей. Я думаю, стало быть, что слово mens (лат. «ум») производится от mensurare (лат. «измерять»).
Философ: А не находишь ли ты, что ум – одно, а душа – другое?
Простец:Положительно считаю: ведь одно – ум, существующий всебе, а другое – в теле. Ум, существующий в себе, или бесконечен, или он – только ymago (лат. «образ») бесконечного. Из тех же умов, которые суть образ бесконечного, поскольку они не являются существующими в себе в максимальном, абсолютном или бесконечном смысле, некоторые, допускаю, могут оживлять человеческое тело. И тогда-то я называю их душами, по их установлению. <…>
|
|
Философ: Почти все перипатетики говорят, что интеллект, который ты, по-видимому, называешь умом, является некоторой потенцией души и что мышление есть акциденция. А ты полагаешь иначе?
Простец:Ум есть живая субстанция, которая, как мы знаем по опыту, внутренне говорит в нас и судит и которая благодаря всем познаваемым нами в нас самих духовным способностям на всякой другой способности больше уподобляется бесконечной субстанции и абсолютной форме; ее обязанность в нашем теле – животворение тела, и потому-то она и называется душой. Отсюда ум есть субстанциальная форма, или сила, всеобъемлющая в себе на свой манер, охватывая силу одушевляющую, при помощи которой она одушевляет своим животворением тело, жизнь растительную и чувствительную, способность рассуждения, интеллектуальную способность и способность быть интеллектом, как таковым. <…>
Философ: Но откуда ум имеет силу суждения, если он, как кажется, создает суждения обо всем? <...>
Простец: Виртуально ум состоит из способности мышления, рассуждения, воображения и ощущения, так что сам он в качестве целого называется способностью мышления, способностью рассуждения, способностью воображения и способностью ощущения [с.127–129].
Маттео Пальмиери
Печатается по: Пальмиери М. О гражданской жизни //
Антология мировой философии:
Возрождение. – Минск: АСТ, 2001.