В структуре деятельности прежде всего выделяют цели и мотивы.
Под целью понимается то, ради чего действует человек, в тоже время под мотивом понимается то, почему действует человек. У каждого человека есть на это какие-то свои собственные побудительные причины, мотивы.
Обычно деятельность человека обусловливается не каким-нибудь одним мотивом и одной целью, в целом системой целей и мотивов - ближайших, более отделенных и общих. Важно, чтобы человек видел не только ближайшие, но и отдаленные перспективы, цели, это придает силы для преодоления препятствий. Деятельность оценивается по уровню мотивации и по ее направленности (общественные или узколичные мотивы). Лучше всего, когда общественные мотивы приобретают личностный смысл.
Любой вид деятельности неразрывно связан с движениями, независимо от того, будет ли это мускульно-мышечное движения руки при письме, труде или движение речевого аппарата при произнесении слов. Принято различать действие и движение. Действие - элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи. Движение - составная часть действия. Несмотря на внешнее многообразие, все движения человека складываются, как правило, из трех простых элементов - «взять», «переместить», «отпустить» - в сочетании со вспомогательными движениями корпуса, ног, головы. В разных видах движений эти элементы отличаются своей траекторией, длительностью, силой, скоростью, темпом и тем, какими частями тела они выполняются. С точки зрения качества движения характеризуются точностью, меткостью, ловкостью и координированностью.
|
|
Кроме предметных движений, в деятельности человека участвуют движения, обеспечивающие установку тела и сохранение позы, перемещение и коммуникацию. К средствам коммуникации относят выразительные движения (мимика и пантомимика), смысловые жесты, наконец, речевые движения. С точки зрения физиологии все движения человека могут быть разделены на две группы:
- врожденные (безусловно-рефлекторные) движения;
- приобретенные (условно-рефлекторные) движения.
Подавляющее количество движений человек осваивает с жизненным опытом. Лишь очень немногие движения (крик, моргание) являются врожденными. Например, новорожденный не может говорить, читать, писать - это именно те движения, которые он получает с опытом. Двигательные способности у людей различны. Они тесно связаны с двигательными задатками. У артистов балета, спортсменов, певцов, актеров двигательные способности доводятся до такой степени совершенства, что они становятся объектом эстетического восприятия. Таким образом, в любой деятельности можно выделить следующие компоненты (составные части, этапы):
|
|
- постановка цели (осознание конкретной задачи), планирование работы; выполнение
- проверка результатов, исправление ошибок, сопоставление полученных результатов
- подведение итогов деятельности и ее оценка.
28. Разработка и развитие теории деятельности в трудах отечественных ученых. Основные принципы психологической теории деятельности.
Характеризуя понятие «действие», может выделить следующие четыре момента.
Первый момент: действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания.
Второй момент: действие - это одновременно и акт поведения.
Третий момент: через понятие действия теория деятельности утверждает принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности.
И наконец, четвертый: понятие действия «выводит» деятельность человека в предметный и социальный мир.
Деятельность представляет собой последовательность действий, каждое из которых может дробиться на действия более низкого порядка.
Говоря о сложных составных действиях, следует отметить, что конкретный набор и последовательность частных действий диктуются логикой социальной и предметной среды. Операцией называется способ выполнения действия. Операции характеризуют техническую сторону выполнения действий, и то, что называется «техникой», ловкостью, сноровкой, относится почти исключительно к уровню операций.
Цель, данная в определенных условиях в теории деятельности, называется задачей.
Наиболее точный психологический признак, различающий действия и операции - осознаваемость / неосознаваемость.
Психологическая теория деятельности была создана в советской психологии и развивается уже на протяжении более 60 лет. Она обязана работам советских психологов: Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина и многих других.
Психологическая теория деятельности начала разрабатываться в 20-х - начале 30-х гг. К этому времени уже закатилось солнце психологии сознания и находились в расцвете новые зарубежные теории - бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология и ряд других. Таким образом, советские психологи могли уже учесть позитивные стороны и недостатки каждой из этих теорий. Но главное состояло в том, что авторы теории деятельности взяли на вооружение философию диалектического материализма - теорию К. Маркса, и прежде всего ее главный для психологии тезис о том, что не сознание определяет бытие, деятельность, а, наоборот, бытие, деятельность человека определяют его сознание. Этот общий философский тезис нашел в теории деятельности конкретно-психологическую разработку.
Наиболее полно теория деятельности изложена в трудах А.Н. Леонтьева, в частности в его последней книге «Деятельность. Сознание. Личность»