К основным элементам морального климата служебного коллектива относят среду его функционирования, т.е. социально-производственные, социально-экономические, социально-образовательные, социально-профессиональные, социально-психологические, социально-культурные, социально-нравственные условия деятельности его членов.
Определить моральный климат того или иного служебного коллектива - это значит выявить факторы, которые либо препятствуют совершенствованию отношений между его членами, либо, наоборот, развивают наиболее продуктивные формы взаимоотношений, а именно: высокую нравственность, профессионализм, ответственность, компетентность и др.
В то же время складывающиеся неформальные отношения определяются в большей степени нравственностью и психологией мотивации поступка отдельного члена коллектива, господствующими взглядами среди его членов, индивидуальными чертами характера и темперамента каждой личности, общественным мнением, выработанным большинством членов коллектива по отношению к какому-то результату деятельности, поступку, личности. Здесь же очень ярко проявляются симпатии и антипатии, выявляются сформировавшиеся привычки, навыки, умения, преобладающие вкусы, реакция на пошлость, алчность, нарушения дисциплины и другие негативные явления.
Очень важно поэтому уже на ранней стадии формирования морального климата коллектива выявить все положительные и отрицательные факторы, так как преобладающие группы таких факторов в своем абсолютном большинстве либо активно способствуют нравственной зрелости коллектива и его членов, либо, наоборот, оказывают существенное отрицательное влияние на членов коллектива, а значит, и на результаты их работы. Отсюда перед руководителем служебного коллектива возникает проблема развития одних факторов и снижения влияния других для поддержания должного морального климата, создания нравственно-психологической совместимости его членов.
«Морально-психологический климат в коллективе» Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России № 1138 от 24.12.2008 г., содержит следующие положения.
1. Руководитель и сотрудники обязаны поддерживать благоприятный морально-психологический климат в служебном коллективе, выражающийся в позитивном эмоционально-нравственном состоянии, высоком моральном духе сотрудников, их отношении к нравственным ценностям и степени мотивационной готовности к выполнению оперативно-служебных задач.
2. Благоприятный морально-психологический климат в служебном коллективе характеризуется:
· правильным пониманием сотрудниками целей деятельности органов внутренних дел и своего подразделения;
· способностью и готовностью совместными усилиями добиваться выполнения поставленных задач;
· степенью комфортности работы, социального самочувствия коллектива;
· уровнем развития взаимоотношений, основанных на честности и принципиальности в сочетании с товарищеской взаимопомощью и уважением;
· позитивными служебными традициями, сплачивающими коллектив.
3. В целях поддержания благоприятного морально-психологического климата в коллективе сотруднику следует:
· способствовать установлению в коллективе деловых, товарищеских взаимоотношений;
· поддерживать обстановку взаимной требовательности и нетерпимости к нарушениям служебной дисциплины и законности;
· соблюдать субординацию, быть исполнительным, беспрекословно выполнять приказы и распоряжения, проявляя разумную инициативу, точно и в срок докладывать руководству об их исполнении;
· обладать морально-психологической устойчивостью, выдержанностью, быть ответственным за свои поступки и слова;
· оказывать всемерное содействие руководству в мобилизации личного состава подразделения на выполнение оперативно-служебных задач;
· принимать активное участие в работе общественных формирований сотрудников, критично и справедливо оценивая проступки сослуживцев.
4. Для сотрудника недопустимы действия, способные причинить вред морально-психологическому климату в коллективе, включая:
· обсуждение приказов, решений и действий старших начальников, реализуемых в пределах их полномочий;
· распространение слухов, сплетен и другой непроверенной информации сомнительного характера;
· предвзятое и необъективное отношение к коллегам;
· заискивание перед начальниками;
· претензии на особое отношение к себе и незаслуженные привилегии;
· обещания, выполнение которых находится под сомнением;
· проявления лести, лицемерия, назойливости, лжи и лукавства;
· преувеличение своей значимости и профессиональных возможностей.