Профориентация как система

Попробуем обрисовать систему профориентационной работы такой, какой она должна быть в цивилизованной стране. Прообраз подобной системы вырисовывался в конце 80-х годов в СССР, но поскольку уже в начале 90-х годов стали активно «экономить» на образовании и культуре, то даже наметки системы профориентационной работы были бездарно разрушены, если не считать усилий отдельных психологов-энтузиастов, которые даже в тех страшных условиях как-то пытались сохранить элементы системности в профориентационной работе.

Сначала полезно вспомнить, что является системой. Система – это не только набор определенных элементов: в основе системы – общая цель, задача, смысл, которые и объединяют эти элементы для решения данной задачи. Отталкиваясь от этого классического (и очень верного) понимания системы, можно обозначить и главный критерий эффективности профориентационной системы – это направленность на общую цель. Применительно к профориентации можно сказать, в какой степени удается различные социальные институты данного общества мобилизовать на задачу создания благоприятных условий для полноценного самоопределения членов этого общества и самореализации на благо всеобщего процветания.

Профориентация как система предполагает взаимодействие семьи, школы, профессиональных учебных заведений, досуговые центры и дома детского творчества, библиотеки, организаций и предприятий, медицинских учреждений, правоохранительных учреждений, средств массовой информации (СМИ), органов власти, различные психологические центры и службы занятости населения и т.д. Если обратиться к западным моделям, то во многих странах профориентационно все общество, т.е. идея успешной карьеры буквально пронизывает всю жизнь общества. Поэтому нельзя «поручать» профориентацию только одному социальному институту (например, школе, психологическому центру или семье)

При этом смысл взаимодействия не в том, что выполняются общие задачи, а в том, что общая задача (цель) разбивается на частные задачи и далее определяется, какой социальный институт эти частные задачи должен выполнять. А уже затем решается, как лучше эти частные задачи выполнить. Взаимодействие также предполагает и взаимный контроль со стороны различных (взаимодействующих) сторон, и на основе этого – корректировку своей работы. И в итоге достигается общая цель (главная задача). И именно для этого нужен координатор такой работы. Желательно, чтобы это был Центр профориентации (примерно так, как это было во второй половине 80-х годов ушедшего столетия)…

Понятно, что система выстраивается постепенно. Но именно тогда удастся перейти от хаотичной профориентации (иногда ее называют «профанацией») к осмысленной, направленной на решение важнейших кадровых вопросов на уровне всего государства. Где само государство (в идеале) рассматривается как гарантированная система возможностей по созданию условий каждому гражданину для наиболее полноценного самоопределения и самореализации своих талантов на общее благо. Если будет такая осмысленность и целесообразность, то можно по-новому взглянуть и на коммерческие профконсультационные центры и агентства, которые также должны будут определить свое место в общей системе, а не только ориентироваться на собственную выгоду.

Опыт конца 80-х годов выявил также и главную проблему, характерную для любой системы – это часто неоправданный и неквалифицированный контроль со стороны различных «проверяющих» инстанций. Понятно, что без контроля не обойтись. Но лучше, когда он осуществляется не только чиновниками, но и работающими компетентными специалистами (на уровне взаимного контроля), а также –через общественный контроля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: