Эпоха просвещения

Внимания не на религию, а на прагматику. В эпоху нового времени и эпоху просвещения, произошла радикальная переоценка ценностей – с религиозной морали на человеческую прагматику. С этики божественного откровения на эмпирическую земную этику. «Нравственность была свидина с неба на землю, стали заниматься не вопросами метафизики, а вопросами реальной жизни».

В эпоху просвещения вопросы религии, традиции отошли на второй план. Этика порвала с метафизикой, и переориентировалось на естествознание. Этика стала иметь дело не с Божественными повелениями и построением идеального мира, априродное (биологическое) бытие человека с его потребностями, стремлениями и интересами.

Премодерн: аграрное общество Общество верит в промысл Божий Модерн: индустриальное общество пост модерн: пост индустриально общество. Либерализм, торжество экономики
основа общества
мифология, религия. Вера в научно-технический прогресс философия, наука информационные технологии, пост философии
Экономика
первичный сектор (натуральное сельское хозяйство) вторичный сектор (фабрики, заводы)   перепродажа
Сакральное поле:миф, религия, традиция. Реальное поле: рационализация, прагматизм Виртуальное поле:(реальность не нужна): пародия на любые вопросы, игра слов, манипуляционные проекты.

Теоретической основой этики эпохи просвещения, становиться понятие человеческая природа. Этика эпохи просвещения стала, выводит законы поведения из природы человека. От сюда возникают теории о прирожденном эгоизме, «война против всех», первичная основа человека это до моральное основание (быть свободным от нравственных законов). На место метафизики приходит математика, физика (Декарт, Гоббс), позже начинает формироваться натуралистическая этика. Этим, как правило занимались французские материалисты просветители такие как Дидро, Гельвеций и Гольбах. Их исходный пункт учения о человеке – природный индивидуум, который может ощущать приятное и неприятно испытывать удовольствие. Нравственно,то что согласуются с законами природы. Человеческий эгоизм стремление к осуществлению своих интересов, единственный мотив человеческих поступков. Разумный эгоизм - это компас общественной пользы. Отсюда возникали утопические проекты разумного, солидарного и равного общества. Эммануил Кант систематизировал вопросы этики, структурно рассмотрел общественные отношения. Впервые раскрыл «этику долга». Огромный недостаток этики Канта, в том что он свел вопросы этики к человеку, чтоб он сам мог определять, что есть нравственно. Этика нового времени, перенесла ценностные ориентиры, с религии на науку и философию.

На́ция (от лат. natio — племя, народ) — социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи[1]. Существует два основных подхода к пониманию нации: как политической общности граждан определенного государства и как этнической общности с единым языком и самосознанием. В международном праве является синонимом государства.

Этика гуманизма

Из всех современных альтернатив христианской этики самой влиятельной является гуманизм. Такой подход где нет религиозных ценностей называется секулярным гуманизмом (т.е. лишенным церковного влияния; фундаментальные, высшие ценности подменяются духом времени, низшими, греховными ценностями).

В центре гуманизма сама личность человека и возможности достижения человеческой расы, похвала современному человеческому разуму. Все это придает смысл жизни многих людей, которая в противном случае была бы просто беспорядочной в мире хаоса.

Один из самых замечательных, знаменитых представителей секулярного гуманизма Моррис Б(е) Сторер:

Моррис Б(е) Сторер: «Гуманистами являются те люди, которые оставили веру в Откровение и догматический авторитет (если он у них когда-то был) и приняли человеческий опыт и разум в качестве основания для веры и поступка, принимая благо человека – добро для себя и других живущих на земле – в качестве наивысшего критерия правильного и неправильного в сочетании с заботой о других живых творениях».

Гуманизм, следовательно, ставит человека в центре Вселенной, для гуманистов нет смысла верить в Божественную силу, необходимую для объяснения либо происхождения Вселенной, либо механизма ее действия. Они видят человечество частью естественного порядка, а это значит, что раса людей может сама контролировать свою судьбу, и что человеческие существа обладают наивысшей ценностью.

Другой секулярный гуманист Пол Куртц говорит:

«Гуманист старается вести добродетельную жизнь на своих собственных условиях и создает свою судьбу сам».

Таким образом, Пол Куртц определяет гуманизм как систему основанную преимущественно на науке, посвященную использованию критического ума и рациональному исследованию в понимании мира и решении проблем, и как этическую философию.

С точки зрения религиозной философии и христианской этики: «Человек не падает лишь до тех пор, пока верит, что стоит на Божественном основании. Становится ясно: лишь Безусловное способно предложить предложить безусловные нормы, лишь Абсолют дает нам абсолютную веру (верность принципа) (у)».

Кардинал Карл Мария Мартини (Миланский Кардинал).

Общественные и прикладные науки содержат множество информации о соотношении цели и средств: если тебе нужно достичь «Х», то сделай «А».

Гуманитарные науки не в состоянии ответить на вопрос: следует (нужно) ли стремиться к достижению «Х»? – в этом их несовершенство.

Науки, изучающие мотивацию, могут дать частичный ответ, заключающийся в построении иерархии целей. Однако выносить суждения о целях высшего порядка все равно останется задачей религиозной этики.

Итак, религиозная этика дополняет социальные науки, формируя высший уровень в иерархии целей этих наук.

Гуманистический Манифест № 2 (1973 г.): «Религия может вдохновлять к преданности наивысшим этическим идеалам, однако мы верим, что традиционные догматические и тоталитарные религии, которые ставят Откровения Бога, ритуал и Символ веры превыше нужд и опыта человечества, оказывают плохую услугу человечеству.»

Гуманистический Манифест в 1933 г. был издан ведущим американскими гуманистами.

Определяет религию, как те действия. цели и опыт, которые значимы для человечества. А далее в «Манифесте» говорится, что научное знание, делает неприемлемыми любые сверхъестественные космические гарантии человеческих ценностей».

В «Манифесте» гуманисты настаивают, что человечество может и должно справляться с жизнью без какой-то бы ни было помощью со стороны сверхъестественного.

Гуманисты утверждают веру в научный метод и отвергают положения традиционной религии. Гуманисты размышляют о нравственных императивах, исходя из последствий поступка человека.

Следовательно, счастье и самоудовлетворение – фундаментальные человеческие блага.

Имея дело с нашим окружением, мы устанавливаем правила, которые направляют нас к достижению поставленной цели. Эти правила не абсолютны, они всегда подвержены изменениям по мере смены обстоятельств.

Все нравственные ценности создаются, а не открываются. Они всегда относительны, всегда изменяемы и всегда их нужно проверять целесообразно.

Объективизм

Объективизм – это идея о том, что самое основное обязательство человека – это обязательство (его) перед самим собой.

С этой точки зрения основание принятие решений по нравственным вопросам – это воздействие поступка на самого человека.

Яркий представитель объективизма является Эн Ренд (женщина) кн. Добродетель эгоизма и капитализм: неизвестный идеал».

Ренд решительно выступает против альтруизма, который (выступает) является центральным элементом большинства тадиционных этических систем. Она считает, что альтруизм фундаментально неверен по причине своей противоречивости человеческой природы, он полностью иррационален, - говорит Ренд,- поскольку не имеет здравого обоснования для пожертвования одним человеком ради другого.

Он называет (альтруизм) доктрину альтруизма нравсственным каннибализмом и этикой против себя. Вместо альтруизма, как фундаментально нравственного обязательства, она предлагает эгоизм. Безусловно, она понимает, что в сознании человечества это слово синонимично злу, но указывает на его основное значение – забота о своих собственных интересах. Для Ренд ценностью является все, что человек делает, чтобы получить или сохранить что-либо, в этом смысле наивысшей ценностью является сама жизнь.

Следовательно, разум – основное средство выживание.

Все, что приемлемо для жизни разумного человека, является добром, а все, что противостоит жизни разумного человека - является злом.

«Поступающий должен сам извлекать пользу из своего поступка и, что человек должен жить ради себя самого. не принося себя в жертву другим. и не принося жертвы других ради себя».

Каждый человек должен быть независимым от любого внешнего контроля. Человек воспринимает личность не с точки зрения того, что объединяет его с другими людьми, но с позиции своих собственных интересов и способностей.

Соответственно, вместо того, чтобы обращаться к другим людям для того, чтобы общаться с ними, человек должен установить контакт с самим собой.

Следовательно, я должен быть верным самому себе – основная тема объективизма и его подхода к жизни. «Я должен быть верным самому себе. Я живу так, как я сам хочу. Я не буду судить других людей, но и не позволю другим судить меня».

Объективизм, таким образом вместе с его популярным выражением в индивидуализме содержит радикально иное понимание нравственности. Авторитет, по которому человек выстраивает свою жизнь, находится в самом человеке, а не в Боге или какой-то бы ни было социальной структуре.

Первое обязательство человека – перед самим собой. Только во вторую очередь допускается чувство долга в отношении кого-либо.

Цель объективизма – быть истинным человеком, направленным на самого себя.

Бихевиоризм

Бихевиоризм считает, что поведение человека не является свободным выбором, а обусловлено различными обстоятельствами. люди делают то, что делаю по причине социальных, культурных и экономических обстоятельств (личной истории), генетических или иных факторов, которые находятся вне контроля самого человека. Этот подход по сути исключает любое рассмотрение нравственности, человеческая деятельность рассматривается как реакция.

Подходы бихевиоризма изложены в работе Б.Ф. Скиннера. Скиннер красноречиво и эффектно изложил свою концепцию на основе идей Джея Б. Ватсона. Бихевиоризм – это понимание природы человека.

По Скиннеру мы являемся не автономными существами, а теми, кто реагирует на общее окружение. «Мы животные (более сложные чем другие животные, но с определенными возможностями, которых нет у других животных, с самосознанием, которые не свойственно другим животным).

Каждый человек является просто ступенью в процессе, который начался задолго до его появления на свет и (закончится) продолжится еще после его исчезновения.

Какова же природа нравственности?

Нравственность – это просто поступок соответствующий модели поведения, установленный совокупностью факторов.

Человек не принимает решения и не действует как независимый субъект, человек просто реагирует на окружающую среду таким образом, чтобы ему было удобно жить.

Наивысшее благо по Скиннеру – это выживание, которое становится основанием для принятия нравственных решений и суждений.

Все, что способствует выживанию и благосостоянию индивидуальному или социальному есть добро.

Люди являются просто частью медленного развития окружающей среды и непонятно куда движущегося, в котором они живут с определенной степенью личного удовлетворения.

«Никто не выходит из реки причинности» (Скинер).

Ситуационная этика

Термин «Ситуационная этика» принадлежит Джозефу Флетчеру профессору Кембриджской епископской богословской семинарии, который употребил это словосочетание перед студентами – выпускниками Гарвардского университета в 1964 г. Затем начинает разрабатывать эту концепцию. Написал книгу «Ситуационная этика», 1966 год.

Флетчер описывает свою концепцию в понятиях четырех рабочих принципов:

1. прагматизм. Он считает, что критерий, по которому о поступке человека можно судить как о плохом или хорошем есть любовь.

2. релятивизм (относительно). Идея которого в том, что человек не может использовать такие слова, как: никогда, совершенно, всегда, завершенный, абсолют;

3. позитивизм. Под которым он подразумевает, что христианская этика приводит к тому, к чему ведет нас послушание Божиим заповедям, то есть к любви.

4. персонализм. Уделяющий внимание людям, а не вещам.

«Единственным вселенским требованием является любовь и заповедь любви»

Все остальные, так называемые заповеди, в лучшем случае являются максимами, ни никогда не будут нерушимыми правилами».

Д. Флетчер настаивает: «Для ситуациониста нет правил, нет совсем».

Даже 10 заповедь нельзя понимать как абсолют. Любое запрещенное действие, в определенных обстоятельствах может оказаться правильным, потому что это кому-то поможет. Хотя законы и необходимы для общественной жизни и помогают в личных отношениях ими всегда следует пренебречь, когда благосостояние человека достигается игнорированием их, а не повиновением им.

Д. Флетчер утверждает: «Человек должен решать в уже наступившей ситуации, что нужно сделать с точки зрения любви».Секулярный гуманизм и светские либеральные ценности на основе «новомодных христианских концепций» воспринимаются как равные или даже более высокие по отношению к ценностям, исходящим из Священного Писания и Священного Предания.

Александр Сергеевич Понарин, советский политолог и философ:

«Подлинный модернизатор не тот, кто восхваляет настоящее и приспосабливается к нему, подлинный модернизатор это тот, кто находится в загадочном сговоре с будущим против самоуверенного настоящего, не знающего своих пределов».

Вывод. То есть подлинный реформатор в богословии не тот, кто Церковь перестраивает на манер сегодняшнего дня (в духе оранжевой революции, культурной революции и т.д., демократической революции), а тот человек, который реальность сегодняшнего дня освящает (наполняет) эсхатологией и богословием Церкви (к чему каждый христианин призван).

Информационное пространство и манипуляция массовым сознанием в области религии

Основа духовности - это Православие.

Французский учёный и гуманист Монро утверждал, что XXI столетие - это столетие духовности.

(Слово "духовность"- это первое слово, употребленное для манипулирования) в сочетании с информационным потоком.

Отсюда (будут), по его мнению, будут приоритетными ценности:

1) наука; 2) образование; и так называемая 3) самореализация человека.

Ценность - это информационная сфера, теоретические знания, познавательная сфера (в нашем постиндустриальном обществе стремящемуся к глобализации), интеллектуальные ценности.

Фонды как развитие общества в определённом направлении(гранды - финансирование от определённой структуры, которой что-либо необходимо).

Высказывание Бехтерева (1857-1927, психиатр и психотерапевт). "Если внушаемость человека условно равняется одному (1), то в толпе из ста (100) человек внушаемость повышается в сто (100) раз".

Гюстав Лебен (1841-1931, французский антрополог, археолог, социальный психолог) утверждал:

"Людьми в толпе руководит не разум, а закон "духовного единства толпы", толпа не мыслит, а только воспринимает".

Он прогнозировал пессимистическую эру толпы.

В толпе люди теряют способность критически оценивать ситуацию, идею, мотив, поступок.

1) Особая популярность и ценность сегодня.

2) Астрология достигает невероятной популярности.

3) Деловые люди заряжаются энергией, открываются у них чакры, входят в другие измерения.

Индия переживает сегодня мощный подъём мантризма для которого мир, если он иллюзия (а для них мир является иллюзия), является прежде всего игрой (наша жизнь - игра) - божественной фантастической игрой является этот мир, к такой игре и мы должны присоединиться (к этой игре, которая заменяет духовность различными масками ролей).

Словом повсюду человека призывают космизироваться (расшириться до космических масштабов), чтобы в конце концов раствориться в божественной бесконечности (то есть тебя нет как личности).

Сохранение православных ценностей, раскрытие их в своей личной духовной жизни и реализация своего творческого потенциала в соборном - это храм, семья, робота (общественном) служении - это одна из задач православного христианина.

Бог христианского откровения не просто "высшее существо", "не небесный шпион", "не Бог - жандарм". Бог Библейский и связь с Ним это отношение не растворения, а отношение общения. Поэтому человек не спасается приближаясь к космосу или вернее, растворяясь в безличном божестве через медитацию во вселенную, в конечном счёте иллюзорной, человек призван спасти космос - это основа христианской антропологии, - передовая через свой образ жизни (общение со Христом) - силу воскресения и преображения жизни.

В жизни мы имеем дело не только с реальными объектами (например, Церковь), сколько с информацией о них. Очень часто СМИ внушают, прививают и поселяют в массовом сознании лже-реальность.

Эфирные СМИ (радио, телевидение, печатные издания, Интернет-ресурсы и т.д.), не указывают нам что думать, однако подскажут о чём думать и как это делать.

Николай Бердяев (1974-1948): "Возможно, что ложь гораздо доказательнее. Доказательность есть один из соблазнов, которым мы ограждены от истины".

Основные методы манипулятивной технологии.

1. Метафора (притчи, символы, сравнения).

2. Юмор.

3. Эмоциональная окрашенность поведения.

4. Ритмичность.

5. Образность (подаются выгодные образы).

6. Афористичность.

7. Ассоциативный ряд (вызывается определённая ассоциация).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: