Культурные и социальные модели развития общества

Этика Нового Времени имела сложную историю возникновения. В ее основе находятся гуманистические идеи, развитые в эпоху Возрождения.

Эти принципы:

1. принцип личной ответственности (вошел через богословскую мысль протестантизма);

2. Либеральный принцип, поставивший отдельного индивида в центр жизни;

3. Принцип защиты прав и свобод личности.

Этика Нового Времени стимулировала мощный всплеск утилитарного подхода к жизни (утилитаризм, прагматизм).

Важная характеристика Этики Нового Времени это появление историзма: начинаются оформляться идеологические концепции развития, прогресса.

Нравственные теории становятся относительными, релятивистскими. Они более ориентируются на чувственную сторону жизни человека. Выгода, чувственные удовольствия, философия потребления являются определяющими в моральном выборе человека. Эти особенности проявились в формировании культурных и социальных моделей развития общества. Многообразие ментальных взглядов, политической идеологии, религиозного плюрализма сформировали современнуюконфликтологию на уровне цивилизации, политики, культуры. Цивилизационные особенности, присущие современному миру дают право говорить о разных этических системах и подходах к мирозданию (восток-запад, север-юг, море-суша).

Профессор Гарварда Питирим Сорокин, анализируя конфликтологию, сделал выводы, что существуют две основных системы: идеоциональная и чувствительная ментальность.

Идеоциональная ментальность

а) подразумевает духовные ценности, выступает против простого увеличения чувственного комфорта, удовольствия, полезности.

б) Она должна быть абсолютной. Эта система ведет человечество к высшим абсолютным ценностям. Требования ее носят абсолютный характер. Ей чужды прагматизм, конъюнктура, целесообразность.

в) Принципы идеоциональной этики считаются исходящими от Бога. В большинстве случаев это заповеди, полученные от Бога.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: