Словарь ключевой терминологии.
Этические идеалы и нравственные ориентации деятелей культуры эпохи
Ренессанса. Гуманизм (человечность, милосердие). Душа. Духовность.
Гармония. Борьба за социальное равенство граждан. Утверждение норм
правового законодательства, уравнивающего в правах богатых и бедных.
☺ Потребность в этике гуманизма остро проявилась в эпоху
Возрождения как выражение борьбы «третьего сословия» (буржуазии,
ремесленников и крестьянства) против господства аристократии, духовенства,
средневеково-религиозной идеологии: неравенства. В противовес религиозно-
аскетическому пониманию человека и морали (религиозная мораль, аскетизм,
грех) гуманисты (Франческа Петрарка, Леонардо да Винчи, Н. Коперник,
Мишель Монтень, Френсис Бэкон, Уильям Шекспир и др.) провозглашают
человека венцом природы, центром мироздания. В человеке с их точки
зрения должны гармонически сочетаться естественное и духовное начала; он
имеет право на счастье в земной жизни, и его «естественное» стремление к
наслаждению и счастью должно стать основой нравственности (гедонизм,
эвдемонизм).
В противовес религиозному толкованию мораль (с т. зр. гуманистов)
понимается как осуществление мирских целей – освобождение человека от
всякого социального и духовного гнета, пороков и невежества,
совершенствования человеческой личности, достижения людьми полного
благополучия в материальном и духовном отношении.
Гуманисты придают большое значение разуму человека и требуют подчинять
чувственные побуждения его контролю.
В эпоху Возрождения понадобились гуманисты –герои. Деятельность героев
– всесторонне развитых и революционно мыслящих личностей
способствовала закреплению завоеваний идеалов гуманистов эпохи
Возрождения. Ренессанс это была «эпоха, которая нуждалась в титанах и
которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по
многосторонности и учености. Люди, основавшие современное господство
буржуазии, были всем чем угодно, но только не людьми буржуазно-
ограниченными» (К.Маркс, Ф.Энгельс. Т.20, -с.346).
Никколо Макиавелли (1469-1527) – итальянский мыслитель,
государственный деятель, историк, писатель. Он считал, что в истории
действуют законополагающие силы (судьба, фортуна), но в то же время она -
арена деяний человека, его разума и свободной воли. Залог успеха -
согласие образа действий людей и реального хода вещей, т.е. судьбы,
которую (чтобы подчинить себе) надо «бить и толкать».
Основные этические идеи Макиавелли изложены в соч. «Государь» (1513,
изд. в 1532).
Макиавеллизм - понятие. Употребляемое для характеристики образа действий
человека (организации), принципом поведения которого (особенно в
политике) является использование любых, в том числе и аморальных средств
(Н-р, клеветы, лжи, доносов, жестокости и т.д.) для достижения
преследуемых им целей.
Мартин ЛЮТЕР (1483-1546) - религиозный реформатор,
основоположник лютеранства, одного из трех основных течений в
протестантизме. Возглавляя церковную кафедру в Виттенбергском
университете, в 1517 г. он выступил с тезисами, направленными против
продажи индульгенций (грамот об отпущении грехов) и др. злоупотреблений
католической церкви, а также против ее претензий на посредничество
между богом и людьми. Лютер писал: «Человек, утративший способность к
добру, может найти спасение лишь в вере, которая даруется свыше как
божья благодать. Невозможность приобрести внутреннюю праведность в
какой-то мере компенсируется праведной жизнью, которая «вменяется»
человеку богом. С т. зр. Лютера, именно в земной жизни люди становятся
на путь веры, помогающий им преодолевать склонность к греху. Лютер
осуждал аскетизм, монашество, пренебрежение «мирскими» интересами.
Вместе с тем он проводил грань между религией и мирскими, общественными
сферами деятельности. К религиозной сфере он относил веру, церковную
деятельность и религиозную проповедь, а к общественной – государство и
разум, гражданскую мораль и «мирские» дела людей.
МИШЕЛЬ МОНТЕНЬ (1533-1592) - французский просветитель философ-
скептик с основами радостного свободомыслия. На формирование
философии Монтеня большое влияние оказали Сократ, Сенека, Эпикур,
Плутарх.
Монтень выступал против христианского учения об умерщвлении плоти,
против самоотречения и проповедовал разумный эгоизм. Он отвергал
религиозный аскетический идеал. Мишель Монтень считает, что человек
должен пользоваться всеми благами жизни, а для этого необходимо
обеспечить себя счастливым состоянием духа. Но «Умеренность превыше
всего, ибо невоздержанность – чума для наслаждений».
ЮРИЙ КРИЖАНИЧ (1618-1683) – хорват по национальности, родился в
Югославии близ Горицы. С 1659 г. жил в России. В 1661 г. по неизвестной
причине (по - видимому за политические суждения) был сослан в Тобольск.
После освобождения с 1676 г. жил в Польше. Его этико-философское
сочинение «Политика».