Этика эпохи ренессанса (возрождения)

􀁗􀁘􀁙􀁚􀁛􀁜􀁝􀁞􀁗􀁘􀁙􀁚􀁗􀁘􀁙􀁚􀁗􀁘􀁙􀁙􀁚􀁙􀁚􀁙􀁚􀁙􀁚

􀀉 Словарь ключевой терминологии.

Этические идеалы и нравственные ориентации деятелей культуры эпохи

Ренессанса. Гуманизм (человечность, милосердие). Душа. Духовность.

Гармония. Борьба за социальное равенство граждан. Утверждение норм

правового законодательства, уравнивающего в правах богатых и бедных.

􀀵☺􀀮􀀯􀀱􀀵 Потребность в этике гуманизма остро проявилась в эпоху

Возрождения как выражение борьбы «третьего сословия» (буржуазии,

ремесленников и крестьянства) против господства аристократии, духовенства,

средневеково-религиозной идеологии: неравенства. В противовес религиозно-

аскетическому пониманию человека и морали (религиозная мораль, аскетизм,

грех) гуманисты (Франческа Петрарка, Леонардо да Винчи, Н. Коперник,

Мишель Монтень, Френсис Бэкон, Уильям Шекспир и др.) провозглашают

человека венцом природы, центром мироздания. В человеке с их точки

зрения должны гармонически сочетаться естественное и духовное начала; он

имеет право на счастье в земной жизни, и его «естественное» стремление к

наслаждению и счастью должно стать основой нравственности (гедонизм,

эвдемонизм).

В противовес религиозному толкованию мораль (с т. зр. гуманистов)

понимается как осуществление мирских целей – освобождение человека от

всякого социального и духовного гнета, пороков и невежества,

совершенствования человеческой личности, достижения людьми полного

благополучия в материальном и духовном отношении.

Гуманисты придают большое значение разуму человека и требуют подчинять

чувственные побуждения его контролю.

В эпоху Возрождения понадобились гуманисты –герои. Деятельность героев

– всесторонне развитых и революционно мыслящих личностей

способствовала закреплению завоеваний идеалов гуманистов эпохи

Возрождения. Ренессанс это была «эпоха, которая нуждалась в титанах и

которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по

многосторонности и учености. Люди, основавшие современное господство

буржуазии, были всем чем угодно, но только не людьми буржуазно-

ограниченными» (К.Маркс, Ф.Энгельс. Т.20, -с.346).

􀀢 Никколо Макиавелли (1469-1527) – итальянский мыслитель,

государственный деятель, историк, писатель. Он считал, что в истории

действуют законополагающие силы (судьба, фортуна), но в то же время она -

арена деяний человека, его разума и свободной воли. Залог успеха -

согласие образа действий людей и реального хода вещей, т.е. судьбы,

которую (чтобы подчинить себе) надо «бить и толкать».

Основные этические идеи Макиавелли изложены в соч. «Государь» (1513,

изд. в 1532).

Макиавеллизм - понятие. Употребляемое для характеристики образа действий

человека (организации), принципом поведения которого (особенно в

политике) является использование любых, в том числе и аморальных средств

(Н-р, клеветы, лжи, доносов, жестокости и т.д.) для достижения

преследуемых им целей.

􀀢 Мартин ЛЮТЕР (1483-1546) - религиозный реформатор,

основоположник лютеранства, одного из трех основных течений в

протестантизме. Возглавляя церковную кафедру в Виттенбергском

университете, в 1517 г. он выступил с тезисами, направленными против

продажи индульгенций (грамот об отпущении грехов) и др. злоупотреблений

католической церкви, а также против ее претензий на посредничество

между богом и людьми. Лютер писал: «Человек, утративший способность к

добру, может найти спасение лишь в вере, которая даруется свыше как

божья благодать. Невозможность приобрести внутреннюю праведность в

какой-то мере компенсируется праведной жизнью, которая «вменяется»

человеку богом. С т. зр. Лютера, именно в земной жизни люди становятся

на путь веры, помогающий им преодолевать склонность к греху. Лютер

осуждал аскетизм, монашество, пренебрежение «мирскими» интересами.

Вместе с тем он проводил грань между религией и мирскими, общественными

сферами деятельности. К религиозной сфере он относил веру, церковную

деятельность и религиозную проповедь, а к общественной – государство и

разум, гражданскую мораль и «мирские» дела людей.

МИШЕЛЬ МОНТЕНЬ (1533-1592) - французский просветитель философ-

скептик с основами радостного свободомыслия. На формирование

философии Монтеня большое влияние оказали Сократ, Сенека, Эпикур,

Плутарх.

Монтень выступал против христианского учения об умерщвлении плоти,

против самоотречения и проповедовал разумный эгоизм. Он отвергал

религиозный аскетический идеал. Мишель Монтень считает, что человек

должен пользоваться всеми благами жизни, а для этого необходимо

обеспечить себя счастливым состоянием духа. Но «Умеренность превыше

всего, ибо невоздержанность – чума для наслаждений».

ЮРИЙ КРИЖАНИЧ (1618-1683) – хорват по национальности, родился в

Югославии близ Горицы. С 1659 г. жил в России. В 1661 г. по неизвестной

причине (по - видимому за политические суждения) был сослан в Тобольск.

После освобождения с 1676 г. жил в Польше. Его этико-философское

сочинение «Политика».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: