Способы (порядок) образования ЮЛ:
1. Явочно-нормативный (лица, желающие создать ЮЛ, оформляют необходимые документы и представляют их в компетентный орган для регистрации)
· В таком порядке создается большинство ЮЛ
2. Распорядительный порядок (ЮЛ образуются по распоряжению учредителя)
· Государственные и муниципальные унитарные предприятия;
· Учреждения.
3. Разрешительный порядок (ЮЛ создаются с согласия уполномоченного органа)
· Коммерческие банки и страховые компании (поскольку их деятельность связана с оказанием финансовых услуг неограниченному кругу потребителей и аккумулированием значительных денежных средств последних)
· и др. (порядок используется при создании юридических лиц, могущих занять доминирующее или даже монопольное положение на рынке определенных товаров или услуг с тем, чтобы сохранить в интересах потребителей конкуренцию между существующими товаропроизводителями)
Учредителями юридического лица могут выступать:
· первоначальные участники (члены) (в хозяйственных обществах и товариществах, кооперативах, ассоциациях, общественных и религиозных организациях);
|
|
· собственник имущества и уполномоченный им орган (при создании унитарных предприятий и учреждений);
· иные лица, вносящие имущественные вклады, хотя и не принимающие затем непосредственного участия в их деятельности (учредители фондов).
Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации юридических лиц.
Согласно постановлению Правительства РФ от 17 мая 2002 года № 319, Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 1 июля 2002 года государственную регистрацию юридических лиц и с 1 января 2004 года государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также крестьянских (фермерских) хозяйств.
Порядок государственной регистрации определяется ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ.
Документы, представляемые для государственной регистрации ЮЛ:
1. Заявление (установленной формы);
2. Решение о создании ЮЛ (протокол, договор, решение учредителя);
3. Учредительные документы ЮЛ;
4. Документ об оплате госпошлины;
5. Выписка из реестра иностранных ЮЛ или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного ЮЛ-учредителя.
Уполномоченное лицо представляет указанный выше пакет документов в налоговый орган по месту нахождения указанного в заявлении о регистрации постоянно действующего исполнительного органа или лица, имеющих право действовать от имени ЮЛ.
|
|
Регистрация должна проводиться в течение пяти дней с момента представления всех необходимых документов (либо в 30-дневный срок с момента их отправления по почте).
Государственная регистрация считается законченной, а юридическое лицо созданным, с момента внесения записи об этом в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Основания для отказа в государственной регистрации ЮЛ:
1. Непредставление определенных законом необходимых для государственной регистрации документов.
2. Представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
3. ЮЛ, являющееся учредителем создаваемого ЮЛ, находится в ликвидации.
Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке. Любое заинтересованное лицо может в 6-месячный срок с момента регистрации заявить в суде требование о признании регистрации и (или) учредительных документов юридического лица недействительными полностью или частично (например, по мотивам нарушения их прав на имущество, внесенное в уставный капитал созданного юридического лица).
Сведения о регистрации юридических лиц подлежат опубликованию. Данные государственного реестра юридических лиц открыты для всеобщего ознакомления с тем, чтобы любой участник имущественного оборота мог удостовериться в статусе своего реального или потенциального контрагента — юридического лица.
Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы осуществляется налоговым органом по месту нахождения ЮЛ.
Для регистрации в налоговый орган подаются:
· Заявление;
· Решение о внесение изменений в учредительные документы;
· Изменения, вносимые в учредительные документы, или новые редакции соответствующих документов;
· Документ об оплате государственной пошлины.
Изменения в учредительные документы вступают в силу с момента их государственной регистрации, а в случаях предусмотренных законом,- с момента уведомления регистрирующего органа.