Особенности организации СР в системе образования

Социальная работа в системе образования как особое направление социальной сферы еще только начина­ет свое становление в Российской Федерации. В связи с этим следует выделить со­циально-педагогические аспекты социальной работы [2, с. 235; 8, с. 394-399]:
· дошкольное воспитание (уход, воспитание и обучение в детских садах, группах дневного пребывания, школьных подготовительных классах и др.);
· работа с молодежью (воспитание, организация досуга, помощь в профессиональной ориентации, работа с молодежными клубами и др.);
· воспитание в детских домах и приютах (воспитание, сопровождение, создание условий, близких к семейному воспи­танию, социализация и т.д.);
· обучения взрослых (профессиональное обучение и образование, социальная работа на предприятиях, организация самопомощи, семейные консультации и др.);
· социально-педагогическая помощь семье (консультации, помощь в решении повседневных проблем, мероприятия по поддержке семьи);
· социальная работа в школе.
Многообразные трудности учащихся в школе имеют различные причины. Специалистами принято выделять две основные группы факторов: экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние). Некоторые авторы вы­деляют также смешанные факторы, представляющие собой сочетание тех и других. К числу внешних факторов относятся условия, в которых рас­тет и развивается ребенок (от со­циальной депривации до гиперопеки), экологические условия, педагогические фак­торы (недостаточная квалификация педагогов, отсутствие не­обходимых знаний у родителей, несовершенство методик обучения и т. д.). К числу эндогенных факторов, обусловливающих школьные трудности, относятся отклонения в физическом развитии ребен­ка, нарушение состояния его здоровья и т. д.
Социальная работа в школе призвана сосредоточить внима­ние в основном на методах устранения тех недостатках, на которые указывают сами учителя, ученики и их родители. На основе теоретических разработок и практики современной социальной работы в школе мож­но определить следующие цели:
· способствовать устранению и преодолению специфичес­ких трудностей в процессе социализации школьников из соци­ально неблагополучных семей и слоев общества [1, с.87];
· развивать процесс опережающей социализации, имеющий целью ознакомить учащихся с их ролевыми перспективами и возможностями в обществе, с общественными запросами, а также подготовить их к критичес­кому восприятию данных перспектив [2, с.240];
· способствовать развитию личностных и социальных обра­зовательных процессов на стадии обучения и выбора профессии;
· участие в педагогическом разрешении и предотвращении конфликтов.
Для реализации поставленных целей социальные работники в школе используют различные методы работы. Методы анализа и консультирования относятся к наиболее эффективным методам работы не только с учащимися, но с и их родителями. Осуществляя свою деятельность, социальные работники активно сотрудничают с учителями, школьными психологами и медиками, консультантами по профессиональной ориентации. Методы групповой педагогики оказывают всестороннюю помощь отдельным ученикам и группам учащихся. Метод социально-педагогического планирования позволяет специалисту сформулировать цели, порядок, последовательность и средств их достижения.
В условиях школы применяются различные смежные под­ходы, имеющие границы и зоны воздействия, в которых прояв­ляются те или иные воздействия социальной работы. При этом всегда следует учитывать аспекты, где социальная работа долж­на ослабить свои позиции в пользу других служб.

6. Особенности социальной работы в пеницинтарной системе.

Пенитенциарная система - это, во-первых, места предварительного заключения:

- изолятор временного содержания, где содержатся люди, подозреваемые в совершении преступлений;

- следственные изоляторы (СИЗО), предназначенные для содержания обвиняемых, в том числе и тех, кто уже является подсудимым, а также осужденных, приговоры в отношении которых еще не вступили в законную силу.

Во-вторых, учреждения, исполняющие наказания:

- исправительно-трудовые колонии (ИТК) —основной вид учреждений для лиц, лишенных свободы;

- воспитательно-трудовые колонии (ВТК), предназначенные для содержания несовершеннолетних, совершивших преступления в возрасте от 14 до 18 лет;

- тюрьмы – учреждения с наиболее суровым режимом содержания. В тюрьмах установлено два вида режима - общий и строгий - в пределах одного учреждения;

- исправительно-трудовые колонии-поселения - места исполнения более мягкого наказания, чем лишение свободы.

Уголовный кодекс РФ предусматривает создание еще двух видов пенитенциарных учреждений в России: арестных домов для исполнения ареста на срок от I до 6 месяцев; мест отбытия ограничения свободы. Этими учреждениями ведает Главное управления исполнения наказаний (ГУИН) - одно из 12 главных управлений в системе МВД,

Основными задачами социальной работы в учреждениях исправительной системы России являются:

- развитие и укрепление социально-полезных связей между заключенными и внешним миром;

- повышение и развитие социального статуса заключенного по месту предварительного заключения или отбытия наказания;

- содействие в обеспечении приемлемых социально-бытовых условий предварительного заключения и отбытия наказания;

- помощь в социальном развитии заключенного, включая повышение его социальной культуры, развитие социальных потребностей, изменение нормативно-ценностной ориентации, повышение уровня социального самоконтроля;

- содействие заключенным в получении помощи специалистов, в частности, в области психологии, психиатрии и т.д.;

- организация и обеспечение социальной защиты тех категорий заключенных, которые нуждаются в ней (пенсионеры, инвалиды и т.д.);

- помощь заключенным в поиске социально приемлемой для них среды, точки социального интереса (работа, семья, религия, искусство и т.д.);

- помощь в разрешении и избежание конфликтных ситуаций;

- социальное развитие и прогноз развития учреждения;

- содействие социально-правовой защищенности персонала и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: