Теоретические подходы построения научного знания социальной работы могут быть сведены к трем группам моделей: психолого-, социолого- и комплексно-ориентированные

Психолого-ориентированные модели социальной работы получают распространение в связи с тем, что их современная стратегия ориентирует социальных работников на то, чтобы помочь клиентам оптимизировать собственные усилия по изменению ситуации, возникшей на личностном или социальном уровнях.

Анализ технологий современной социальной работы показывает, что доминирующей в ней является психодинамическая модель, основанная на психодинамическом направлении теории социальной работы. «Живучесть» психодинамической модели во многом объясняется характером проникновения любой теории в практику социальной работы и закрепления ее в виде парадигмы социального знания.

Психодинамическая теория была первой теорией, на основе которой в конце 50-х – начале 60-х годов прошлого столетия профессионально разрабатывалась психодинамическая модель практики социальной работы. Основные понятия этой теории, опирающиеся на психоанализ, вошли в ранг категорий теории социальной работы; психодинамическая теория выполняет функцию как бы универсальной технологии, применяемой ко всем сферам социальной работы. Одним из ее достоинств, несомненно, является интегративность, вообще свойственная теории социальной работы в целом как самостоятельной академической дисциплине. Интегративность психодинамической модели позволяет социальному работнику в разных ситуациях использовать разные технологии и методики, способствующие эффективному решению проблем клиента.

Отношения социального работника и клиента в рамках психодинамической модели включают такие компоненты, как индивидуализация клиента, оценка возникшей проблемы, диагностика ее и использование недирективной терапевтической технологии оказания помощи.

Гуманистическая модель характеризуется тем, что ее принципом является стремление социальных работников помочь клиентам на основе самопознания и понимания значимости своей личности понять самих себя и характер влияния на них окружающего мира. В рамках этой модели практики социальный работник прежде всего старается убедить клиента в своей искренней заинтересованности в его проблемах, положительном отношении к нему, стремится сопереживать его эмоциональному отношению к возникшей ситуации или к миру в целом. Существенная черта этой модели социальной работы – недирективный подход к решению проблем клиента.

Такой подход позволяет не только понять потребности клиентов, но и четче обозначить потребности социального работника как специалиста. В настоящее время гуманистическая модель социальной работы приобретает все большее влияние, усиливая междисциплинарный и интегративный подходы в социальной практике.

Важными в этой группе моделей являются ролевая и коммуникативная модели теоретического обоснования социальной работы. Теория коммуникации и ролевая теория были разработаны вне проблематики социальной работы. Позже их стали использовать для оптимизации теории и практики организации социальной помощи людям.

В группе психолого-ориентированных моделей интерес представляют задача-ориентированная и кризис-интервентная модели теоретического обоснования социальной работы. Общность этих моделей состоит в том, что они ориентируют на кратковременное фрагментарное вмешательство специалиста в процесс решения проблем. Эти модели улучшают способность людей решать проблемы оптимальным образом. Задача-ориентированная модель берет проблемы как таковые. Кризис-интервентная опирается на теорию трудностей.

Социолого-ориентированные модели разделяются на две основные группы: первая группа формируется на базе теории социальных систем, вторая группа опирается на радикально-марксистские подходы.

Системные модели берут свое начало в общей теории социальных систем. В первоначальном своем варианте эта теория была разработана на биологическом материале и показывала, что все организмы являются системами, составленными из подсистем, а сама система, в свою очередь, есть часть сверхсистем. Системные идеи стали широко применяться в 70-е годы XX века в социолого-ориентированных подходах к осмыслению и регулированию социальной работы. Главным аргументом этого подхода явилось то, что люди в стремлении улучшить свою жизнь зависят от различных окружающих их систем, а, значит, защита человека должна опираться на совершенствование всех систем.

К этой группе также относятся радикальная и марксистская модели. Обе эти модели отличаются критикой традиционных подходов к пониманию сути, содержания, значимости социальной работы, в них обозначены акценты на социальную самозащиту, повышение роли социальной субъективности.

В основе радикальной модели лежат модели защиты и «наделения полномочиями», «социальной адвокатуры», развития самосознания представителей различных социальных групп. Она развивается как часть движения за права человека (борьба с дискриминацией по расовым признакам, национальными предрассудками, против помещения людей на длительный срок в учреждения различного типа, в том числе преступников), так как ответственность за социальные изменения в этом случае как бы перекладывается на самого клиента, восстанавливающего свой жизненный потенциал с помощью социального работника.

В основе марксисткой модели социальной практики лежит понимание деятельности социального работника как силы, способствующей осуществлению совместных коллективных действий, направленных на подъем самосознания и осуществление перемен в обществе.

Комплексно-ориентированные модели теории социальной работы опираются на междисциплинарный подход; к ним относятся когнитивная, социально-педагогическая, витально-ориентированная и другие модели.

Когнитивная (познавательная) модель опирается на принцип организации социальной работы, который гласит, что услуги должны быть доступны всем нуждающимся в них. Особую популярность в практике социальной работы когнитивная теория приобретает в начале 80-х годов XX века. Это объясняется растущим интересом к такой методике работы, как консультирование.

В когнитивной модели выявляются возможности регуляции социального поведения клиента путем обучения его «отрабатыванию» механизмов своих поступков, адекватных социальным условиям или той конкретной социальной ситуации, в которой он оказался. Одной из методик в процессе консультирования клиента, разработанной на основе когнитивной модели, является объяснение, в основе которого лежит рациональный контроль социального работника за поведением клиента.

Когнитивная модель социальной работы является комплексной, поскольку она включает и социологические, и психологические подходы к ее организации.

В основе социально-педагогической модели лежит положение, что воспитание выступает частью процесса социального становления человека как сознательное, целенаправленное воздействие на индивида, социальную группу со стороны субъектов воспитательной деятельности, ставящих своей целью выработку у воспитуемых определенных социальных качеств. На процесс социального становления человека, формирования его личности влияют разнообразные социальные факторы, под воздействием которых в отдельных случаях могут сформироваться неадекватные данному обществу социальные качества личности, приводящие в последующем к разного рода социальным конфликтам. Поэтому процесс социализации в основном является институционализированным, реализуется через систему определенных социальных институтов, призванных корректировать формирование социальных качеств личности в соответствии с общественно значимыми ценностями, ограничивать или активизировать воздействия каких-то факторов либо нейтрализовать их.

Наиболее эффективной из комплексно-ориентированных моделей считается витально-ориентированная, в основе которой лежит понятие жизненных сил человека, понимаемых в качестве его способности к эффективному удовлетворению потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования во всех сферах жизни общества. Социальная работа понимается в этом случае как деятельность, направленная на содействие формированию и реабилитации жизненных сил. Витализм – идеалистическое направление в биологии, объясняющее специфику жизненных явлений присутствием в живых телах особых нематериальных непознаваемых сил. Зачатки такого понимания относятся к древним идеям Платона, Аристотеля.

Комплексно-ориентированные модели включают в себя психологические, социальные аспекты, а поэтому являются наиболее эффективными.

Особенности взаимодействия социального работника и клиента

Эффективность взаимодействия социального работника и клиента во многом зависит от эмпатического видения пробле­мы. Эмпатия – особый способ понимания другого человека, заключающийся в сопереживании его эмоциональному состоя­нию; постижение через проникновение, «вчувствование» в его пе­реживания. Проявлять эмпатию – значит принимать во вни­мание линию поведения другого (относиться к ней сочувствен­но.

Обычно выделяют два типа эмпатии:

интеллектуальную, когда люди обмениваются мыслями
друг с другом и встречают при этом понимание;

эмоциональную, когда речь идет о чувствах, которые не
обязательно могут быть выражены словами.

Для установления контакта необходимо присутствие обоих типов эмпатии при условии их равнозначности.

В практике социальной работы следует различать такие по­нятия, как эмпатия и симпатия. Эмпатия подразумевает ак­тивное вживание в чувства другого человека, позволяющее по­нимать их и испытывать самому. Симпатия дает возможность понять чувства другого человека, однако сами чувства остают­ся нашими собственными. Но предпосылкой к сильной эмпа­тии чаще всего является та или иная форма симпатии, когда человек испытывает желание понять другого. При этом полная идентификация, отождествление с чувствами клиента разруша­ют эмпатию, поэтому для социального работника очень важно сохранить собственную индивидуальность.

Эмпатия лежит в основе эффективного слушания, которое является способом активного общения, процессом активного взаимодействия с партнером. Различают два его вида:

нерефлексивное слушание – процесс, требующий слушания с активным использованием невербальных средств и внимания. При этом используются такие речевые приемы, как короткие ответы и нейтральные фразы («да», «так-так» и т.д.). Применяется социальным работником в тех
случаях, когда клиент эмоционально возбужден и стремится вы­
говориться, когда ему трудно формулировать и выражать свои
мысли, когда он неуверен в себе и застенчив;

рефлексивное слушание (активное) используется в случаях, когда у клиента отсутствует желание разговаривать или он чрезмерно разговорчив, а социальному работнику необходимо получить от него определенную информацию. Оно пред­полагает: открытые и закрытые вопросы, требующие от клиента ответов «да», «нет»; уточняющие вопросы; повторение основных мыслей клиента; перефразирование; резюмирование, заключающееся в обобщении ос­новных мыслей клиента и его чувств.

Техника межличностного взаимодействия с клиентом долж­на выстраиваться по принципам:

– психологической целесообразности, применения коммуникативных техник в зависимости от индивидуальных особенностей клиента;

– соответствия целей и задач взаимодействия актуальности
и содержанию проблем клиента;

– оптимистического подхода к возможностям и силам клиента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: