Как правило, фирма может применять несколько стратегий по продукту. При конкретном выборе следует учитывать преимущества, необходимые рыночные условия, требования к организации производства и управления, дестабилизирующие факторы. Сравнение различных стратегий по этим факторам приведено в табл. 5.3.
При многономенклатурном производстве следует оптимизировать весь продуктовый портфель. Модель такого процесса представлена на рис. 26.
Таблица 5.3
Сравнение различных стратегий продукт / маркетинг / производство
Стратегия | Преимущество | Рыночные условия | Организация производства и управления | Дестабилизирующие факторы |
Снижение себестоимости продукции | Рост объема продаж, увеличение прибыли, рост барьеров входа, резервы при повышении цен в снабжении | Большая доля на рынке, эластичный по цене спрос на продукцию, ценовая конкуренция, продукция в отрасли стандартизирована | Оптимальный размер производства, высокий уровень технологической подготовки, жесткий контроль себестоимости продукции | Технологические нововведения, имитация со стороны конкурентов, изменение в спросе, новые продукты |
Дифференциация продукции | Рост объема продаж, увеличение прибыли, рост барьеров входа, резервы при повышении цен в снабжении | Отличительные характеристики товара понятны и ценятся потребителями, конкуренция преимущественно неценовая, стратегия дифференциации применяется в отрасли немногими фирмами | Наличие гибкого производства, высокий уровень конструкторской подготовки, развитие НИОКР и опытного производства, мощная маркетинговая служба | Высокие издержки на создание имиджа товара, повышение цен, имитация со стороны конкурентов |
Сегментирование рынка | Рост объема продаж, получение дополнительной прибыли, комплексное обслуживание конкретного сегмента | Четко определенные группы потребителей, конкуренты не используют специализацию на сегментах | Гибкое производство, мелкосерийный тип производства | Уменьшение цен на аналогичные товары, конкуренты применяют стратегию фокусирования на части сегментов |
Немедленное реагирование на потребности рынка | Увеличение прибыли, создание имиджа предприятия, учитывающего нужды клиентов | Спрос на продукцию неэластичен, низкие барьеры входа и выхода, небольшое число конкурентов, нестабильность рынка | Гибкое производство, мелкосерийный тип производства. Маркетинговая служба, ориентированная на высокорентабельные недолговечные проекты | Высокие удельные издержки, нестабильность внешней среды, высокий риск банкротства |
Внедрение новшеств | Получение сверхприбыли за счет монопольных цен, блокирование входа в отрасль, создание имиджа новатора | Отсутствие аналогов продукции, наличие спроса на новшества | Высокая научно-техническая квалификация персонала, матричная структура управления, венчурная организация бизнеса | Большие объемы финансирования, высокий риск банкротства, имитация нововведений конкурентами |
|
|
|
|
Рис. 26. Схема планирования продукта / маркетинга [22]
Вопрос
Основой любой организации и ее главным богатством являются люди. Было время, когда считалось, что машина, автомат или робот вытеснят человека из большинства организаций и окончательно утвердят примат техники над работником. Однако, хотя машина и стала полновластным хозяином во многих технологических и управленческих процессах, хотя она и вытеснила человека почти полностью или даже полностью из отдельных подразделений организаций, роль и значение человека в организации не только не упали, но даже и увеличились.
При этом человек стал не только ключевым и самым ценным "ресурсом" организации, но и самым дорогостоящим. Продвижение фирм на новые рынки и в новые регионы зачастую вызывается именно этим фактом. Качество трудовых ресурсов непосредственно влияет на конкурентные возможности фирмы и является одной из важнейших сфер создания конкурентных преимуществ. Хорошая организация стремится максимально эффективно использовать своих работников, создавая все условия для наиболее полной отдачи сотрудников на работе и интенсивного развития их потенциала. Это является одной стороной взаимодействия человека и организации. Но есть и другая сторона этого взаимодействия, которая отражает то, как человек смотрит на организацию, какую роль она играет в его жизни, что она дает ему, какой смысл он вкладывает в свое взаимодействие с организацией. Для стратегического управления организацией очень важны оба этих направления установления взаимодействия организации и человека.
Подавляющее большинство людей почти всю свою сознательную жизнь проводят в организациях. Начиная с яслей и кончая домом для престарелых, человек сознательно или бессознательно, добровольно или по принуждению, заинтересованно или с полной апатией включается в жизнь организации, живет по ее законам, взаимодействует с другими ее членами, отдавая что-то организации, но и получая от нее что-то взамен. Стратегическое управление призвано обеспечивать как эффективное взаимодействие организации с внешней средой, так и обоюдополезное взаимодействие человека с организацией.
Вопрос