Что такое экологическая этика

Научитесь делать добро; ищите правды; спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову.

Пророк Исайя

Если мы рассмотрим роль экологической этики с исторических позиций, ее можно представить в виде особых, создаваемых человеком сдерживающих моральных клапанов. Они будят совесть человека, мешают ему уничтожать природу, напоминая, что так поступать неправильно. Как писал отец экологической этики О. Леопольд — экологическая этика — это ограничение свободы действий в борьбе за существование.

Долгое время человек относился к природе как к вещи. Например, массовые убийства людей всегда рассматривались как преступление против человечества, а массовое убийство детенышей нерп-бельков, — как хозяйственная деятельность, за которую давали премии. Истязание человека в наши дни уголовно наказывается, а коррида, во время которой с особым изощрением истязаются быки, считается романтической традицией, привлекающей туристов.

Мы видим, что человек в приведенных примерах рассматривается как моральный партнер, субъект (обладающий моральным статусом и правами), а белки и быки — как объекты или вещи. Другими словами, вред, нанесенный природе как объекту (вещи), оценивается лишь с точки зрения ущерба, нанесенному другому человеку, организации, государству, в чьей собственности находится природа.

Приведем такой пример. Мы поднимаем камень с дороги и отбиваем от него край. Лично камню все равно, так как это на него никак не влияет, ибо он — объект, вещь. Такое же отношение у нас сейчас и к живым существам: деревьям, цветам, лягушкам, уткам. Большинство людей считает их вещью. На уток разрешено охотиться ради потехи, цветы рвать просто так, от деревьев отламывать ветки. В лучшем случае вас накажут за ущерб, нанесенный охотничьему хозяйству или лесничеству, но отнюдь не за вред, причиненный непосредственно утке или дереву. Поставите синяк под глаз своему соседу, и вас привлекут к ответственности именно за ущерб, причиненный этому человеку, но отнюдь не за вред лесничеству или охотхозяйству, где он работает.

Экологическая этика перечеркивает эту несправедливую традицию. Она объявляет, что не только к человеку, но и ко всем другим живым существам, а также к экосистемам и даже, как полагают некоторые экофилософы, к участкам неживой природы нужно относиться как к моральному партнеру (субъекту), а не как к вещи.

Другими словами, экологическая этика открывает шлагбаум и включает в человеческое моральное сообщество всех больших и малых наших собратьев — белок, воробьев, китов, бабочек, микробов, а также дикую природу.

Сделать отношения с природой этичными — значит впустить в сферу нашей морали не только «себе подобных», например, высших животных, но и «во многом, а то и во всем иных» — растения, реки, горы, звезды и т.п. Растения, реки, горы, звезды — все это самодостаточно, ценно само по себе и само для себя, и, следовательно, морально значимо. Экологическая этика распространяет свою заботу не только на виды флоры и фауны, землю, звезды, но и на отдельное дерево, гору, бабочку.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что в самой природе этики не существует. То, что волк задрал козу — это не хорошо и не плохо. Экологическая этика существует только в моральных отношениях людей к природе, ее предмет — исследование этого морального отношения. Экологическая этика старается сделать так, чтобы живые существа, по возможности, меньше страдали и гибли по вине человека, особенно без серьезного на то морального обоснования. Однако, экологическая этика не ставит своей целью уменьшение страданий и смертей живых существ из-за естественных причин и, в отличие от экологии, не оценивает их взаимоотношения, это не ее предмет.

Жизнь существ в дикой природе, со всеми радостями и горестями — это их естественное, природное, идеальное существование. И было бы неправильно, как предлагал Даниил Андреев в своей «Розе мира», в целях уменьшения страданий диких животных попробовать «перевоспитать» львов и волков. Это так же неправильно, как заставить эскимоса или австралийского аборигена жить по традициям европейцев, или заявить, что они живут менее счастливо, чем европейцы.

Экологическая этика — это междисциплинарная комплексная область исследования, сформировавшаяся на стыке экологии и классической этики. Экологическую этику еще иногда называют природоохранной, зеленой, энвайроментальной. Предметом экологической этики является обоснование и разработка этических принципов и правил, регулирующих моральные отношения человека к природе и отдельным ее представителям.

Методами экологической этики являются: диалектический метод, системный метод, эволюционный метод, экстраполяция, наблюдение, эксперимент и другие общенаучные и частнонаучные теоретические и эмпирические методы, в зависимости от конкретных ситуаций.

Экологическая этика мотивирует природоохранные действия в двух направлениях:

1) люди действуют или избегают действий из соображений и ради блага самой природы, охраняют природу ради нее самой;

2) эти действия совершаются из морального принципа, без каких-либо корыстных интересов человека, а то и ему во вред.

Таким образом, экологическая этика — это учение об этических отношениях человека с природой, основанных на восприятии природы как члена морального сообщества, морального партнера (субъекта), равноправии и равноценности всего живого, а также ограничении прав и потребностей человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: