Ценности природы

Ценности дикой природы — это своего рода ее «полезности». Эти «полезности» можно разбить на две категории: «полезности» для других и «полезности» для себя, то есть для природы (рис. 1).

ВНУТРЕННЯЯ ЦЕННОСТЬ ПРИРОДЫ

«Полезности» для других называются внешними ценностями, «полезности» для себя — внутренней ценностью или самоценностью. Например, рябина обладает внутренней самостоятельной ценностью (самоценностью), полезной только для себя, а также целой группой внешних ценностей — эстетической, экономической, хозяйственной, научной и т.п. — полезных для человека, которому дает свои ягоды, для снегирей, которых подкармливает зимой, для различных насекомых, которым служит домом, а также для соседнего ручья, которого знойным летом защищает от высыхания.

Другими словами, на вопрос «кому полезна рябина?» исходя из внешней ценности, можно ответить: «человеку, снегирям, насекомым, ручью», и исходя из внутренней ценности — «себе самой». Внутренняя ценность рябины полезна только для рябины и бесполезна для снегиря, жука, ручья и человека. Внутреннюю ценность, в отличие от внешних ценностей, невозможно выразить в деньгах.

Маркс, Смит и многие другие экономисты считали, что у природы нет стоимостного выражения, пока люди не затратят на нее труд. Однако это неверно. С точки зрения экологической этики природа имеет самостоятельную внутреннюю ценность.

Внутренняя ценность — это довольно интуитивное представление. Можно предположить, что внутренняя ценность рябины состоит в ее интересе, желании, воле, стремлении к жизни, свободе, размножению, счастью, а также в продолжении существования.

Можно привести еще и такой пример. Мать ценит своего ребенка не только потому, что он красивый, умный, веселый, приносит ей удовольствие, тешит ее материнскую гордость, но прежде всего потому, что он ценен сам по себе, сам для себя. Это и означает, что он обладает внутренней ценностью. Также как наша рябина, которая, несмотря на всю свою полезность для других, еще и ценна сама по себе.

В отличие от ребенка и рябины табуретка внутренней ценностью не обладает. У нее нет ни воли, ни интереса, ни желания, ни стремления. Табуретку не заботит ни проблема выживания, ни проблема сохранения жизни. Ей все равно, где находиться — в тюрьме или нет. Табуретка имеет только «полезность» для других, то есть внешние ценности: хозяйственную, возможно эстетическую или историческую.

Экофилософы считают что тот, кто имеет внутреннюю ценность (или полезность для себя), обладает моральным статусом, собственным благом, моральными (естественными) правами, достоинством и считается моральным партнером (субъектом).Следует также отметить, что внутренняя ценность всех живых существ одинакова, равна, в то время как внешние ценности могут очень различаться (например, эстетическая, хозяйственная и экологическая ценности нашей рябины гораздо значительнее, чем, например, у лопуха).

Кстати, в Новой Зеландии, в принятом в 1991 г. законе «Об управлении природными ресурсами», защита внутренней ценности экосистем впервые в мире получила законодательную основу.

ВНЕШНИЕ ЦЕННОСТИ ПРИРОДЫ

Теперь обратимся к внешним ценностям дикой природы. Они, в свою очередь, разделяются на две подгруппы. В первую входят внешние ценности, экономическую стоимость которых можно подсчитать (хозяйственная, рекреационная), которые так и называются — внешние экономические (материальные). Во вторую подгруппу входят ценности, экономическую стоимость которых трудно или невозможно подсчитать. Такие ценности называются внешние неэкономические (нематериальные). К ним относятся:

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ

Территории дикой природы имеют двойную историческую ценность: природную и культурную. Природная историческая ценность заключена в хранящейся в дикой природе информации о происхождении видов живых существ. Культурная историческая ценность — в находящихся в дикой природе архитектурных памятниках прошлого, объектах топонимики.

ЦЕННОСТЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ

Длительное существование чего-либо уже само по себе является ценностью Дикая природа существует гораздо дольше человеческой цивилизации, что вызывает наше уважение к природному миру.

ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ

Природа, как хорошо доказали Джон Рескин и Ян Павликовский, способствует появлению любви к Родине и патриотизма.

РЕЛИГИОЗНАЯ ЦЕННОСТЬ

Взгляд на свободную природу поднимает нас к религиозным мыслям, которые служат связью между нею и бесконечным и крепче привязывают к ее чудесам и красотам. Тем самым дикие природные территории становятся чем-то наподобие священных текстов, они представляют словно бы церковную обстановку. Религиозная ценность — это ощущение дикой природы как святого пространства, где проявляется святая сила.

Кротко звезд золотое сиянье;

В чистом поле покой и молчанье;

Точно в храме стою я в тиши

И в восторге молюсь от души.

И. Никитин

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ

Красота дикой природы — ее высший и самый прекрасный дар, вызывающий у человека эстетическое наслаждение.

ЦЕННОСТЬ НАСЛЕДИЯ

Участки дикой природы являются наследием не только человека, но и всей дикой жизни.

ЭТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ

Природа является источником нашей к ней любви, уважения, а также смирения и доброты. Этическая ценность заключается в возможности направлять на природу свою привязанность и заботу, чувствуя таким образом этическую ответственность за благополучие природы.

СИМВОЛИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ

Природа — арсенал кодовых образов. Природа содержит множество символов для передачи различных значений посредством метафоры, аналогии и абстракции. Природа вдохновляет людей на создание мифов и образов, они используют ее подсказку для выражения своих идей и эмоций, чувств и мыслей.

ДУХОВНАЯ ЦЕННОСТЬ

Природа ценна как место, позволяющее восстановить контакт с творческой силой природы, врожденными ценностями Земли, обрести экологическую мудрость, спокойствие и духовность, иметь в природе своего собеседника, доверять ей тайны, делиться переживаниями, достигая таким образом чувства близости и единения.

ЭТАЛОННАЯ ЦЕННОСТЬ

Ею обладает дикая природа, являясь эталонным образцом того или иного естественного объекта. Сравнивая природные эталоны с территориями хозяйственного использования, можно предугадывать различные явления, важные как для науки, так и для хозяйственной практики.

НАУЧНАЯ ЦЕННОСТЬ

Природа — ресурс для изысканий, полевая лаборатория как для фундаментальных, так и прикладных научных исследований. Люди получают удовлетворение, наблюдая и изучая природу. Здесь активизируется их любопытство, стремление к исследованиям и открытиям. Природа имеет ответы на вопросы, которые человек еще не сформулировал.

ЦЕННОСТЬ СВОБОДЫ

Природа, в первую очередь дикая, является основным источником интеллектуальной свободы, духовной свободы, а также источником политической свободы в виде убежища от авторитарного правительства и политического угнетения. Более того, участки дикой природы являются местами реализации свободы для диких животных и растений.

МУЗЕЙНАЯ ЦЕННОСТЬ

Природа представляет собой великий естественный музей, необходимый для дальнейшего просвещения и умственного развития человека.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ

Природа воспитывает у нас чувство ответственности, самосознания, терпения. Попав в природу, люди испытывают, закаляют себя, преодолевая трудности. Природа совершенствует физическую закалку человека, помогает ему выработать характер, учит смирению.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ

В природе скрыта огромная образовательная ценность, недаром ее называют классом или университетом. Благодаря ей человек получает информацию о своем месте в мире и своей роли в нем. Природа обостряет наше восприятие, стимулирует воображение, развивает умственные и художественные способности.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ (ПРИРОДООХРАННАЯ, СРЕДООБРАЗУЮЩАЯ,

ПРИРОДОПОДДЕРЖИВАЮЩАЯ, ВЫЖИВАТЕЛЬНАЯ) ЦЕННОСТЬ

Ученые считают, что только оставшиеся участки дикой природы способны обеспечить экологическое равновесие на Земле, то есть компенсировать антропогенное преобразование экосистем.

ЦЕННОСТЬ ВДОХНОВЕНИЯ

В природе артистические и интеллектуальные люди черпают вдохновение. Природа, в особенности дикая — катализатор мыслей и чувств.

Моральные агенты и моральные партнеры (субъекты)

Как я уже писал выше, сущность, обладающая внутренней ценностью (полезностью для себя), имеет моральный статус и может считаться моральным партнером (субъектом). Это — люди, все остальные живые существа, экосистемы, а также, как полагают некоторые экофилософы, участки неживой природы.

Сама природа морального партнера (будь то человек или другое живое существо) такова, что ему можно причинить вред или пользу. Например, если ударить собаку палкой, она будет страдать не только от боли, но и от нанесенного ей оскорбления. Лауреат Нобелевской премии, известный австрийский ученый — этолог Конрад Лоренц, много лет изучавший поведение диких гусей, в своей известной книге «Год серого гуся» писал: «Гуси обладают поистине человеческой способностью испытывать горе, и я категорически отрицаю, что сказать так, значит впасть в недопустимый антропоморфизм. Да, конечно, заглянуть в душу гусям нам не дано, а животное не может словесно излить нам свои чувства. Но ведь то же относится и к маленьким детям, однако Джон Боулби в своей знаменитой работе о младенческом горе убедительно показал, насколько интенсивно горюют малыши. Весьма вероятно, что их горе глубже и сильнее, чем у взрослых, так как они еще не способны обрести утешение в рациональных рассуждениях.

Собака, чей хозяин уехал по делам, тоскует так, словно он покинул ее навсегда, — ведь у хозяина нет средств объяснить собаке, что он вернется через неделю. Надолго оставленная собака получает такую тяжелую эмоциональную травму, что даже не может бурно радоваться возвращению хозяина. Нередко минуют недели и даже месяцы, прежде чем такая собака обретает прежнюю живость, а порой следы травмы сохраняются навсегда. В эмоциональном плане животные гораздо ближе к нам, чем обычно считается(...).

Человек, собака, гусь в буквальном смысле слова вешают голову, теряют аппетит и остаются равнодушными ко всем стимулам, исходящими от окружающей среды. Горюющие люди, а также гуси легко становятся жертвами несчастных случаев. Первые гибнут в автокатастрофах и под колесами машин, а вторые задевают провода высокого напряжения или попадают в зубы хищникам, потому что чувства самосохранения и осторожности у них притупились.

Горе, кроме того, сильнейшим образом воздействует на социальное поведение гусей. Охваченный горем гусь не в состоянии защищаться от нападения других гусей (...). Его будут теснить и дергать буквально все, и в стороне не останутся даже слабые и трусливые члены стаи».

Данный пример, на мой взгляд, убедительно доказывает, что многие живые существа, а может быть и все без исключения, страдают, чувствуют горе, радость и вполне могут считаться нашими моральными партнерами (субъектами морали).

Однако, не все моральные партнеры осознают этичность или неэтичность своих поступков. Например, моральный партнер волк, как я уже писал выше, задрав другого морального партнера, козу, поступает ни плохо, ни хорошо, так как не способен ни к нравственным размышлениям, ни к нравственным поступкам. Так же, впрочем, как и новорожденный человеческий ребенок или умственно отсталый человек не могут осознавать морали.

В связи с этим, часть моральных партнеров, способных к нравственным размышлениям и поступкам (а к ним относятся только здоровые люди немладенческого возраста), в экологической этике назвали моральными агентами.

Моральный агент — это существо, обладающее способностями к нравственным размышлениям, благодаря которым оно может поступать морально и аморально, иметь обязанности и ответственность, отчитываться за содеянное. Экологическая этика — также продукт деятельности моральных агентов. Другими словами, люди, как моральные агенты, в отношение своего морального партнера — природы имеют обязанности, а вот природа в отношении человека их не имеет, так как не является моральным агентом.

Так, люди имеют обязанность перед попавшими в суровую зиму в беду синицам и воробьям.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма —

Горсть зерна нужна,

Горсть одна — и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло...

А. Яшин

И еще человек, как моральный агент, имеет не только обязанности в отношении природы, но и права, а природа, как моральный партнер, только права, которые мы обсудим в следующем разделе


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: