Зачем нужна экологическая этика

У экологической этики имеются три главные задачи.

Первая — разрушить старое, потребительско-негуманное отношение к природе, основанное на антропоцентрическом мифе, что человек — центр и царь природы. Антропоцентризм и прагматизм — это то, против чего выступает экологическая этика.

Вторая — выработать новое, экологическое мировоззрение, основанное на том, что не все должно делаться во имя человека и во благо человека.

Третья — разработка теоретических основ охраны природы.

Полагаясь только на науки и новейшие технологии, без учета этических положений, человек может создать себе не меньше проблем, чем найдет решений. Поэтому научная, правовая, экономическая и иные оценки экологической ситуации надо дополнять этической оценкой. Экологическая этика предоставляет новые, убедительные аргументы в защиту природы, основанные на таких этических понятиях как «права», «ценности», «обязанности», «долг», «благо» и т.п.

Экологическая этика тревожит совесть человека, заставляя его лично принимать решения, а не перекладывать их на других.

Конечно, некоторые идеи экологической этики кое-кому покажутся сейчас радикальными. Но ничто новое никогда сразу не поддерживалось большинством. Роль экологической этики как раз и состоит в том, чтобы разработать, провозгласить и защитить идеи, которые со временем покончат с моральным бесправием природы.

Экологическая этика как учебный предмет в вузе

Важность и актуальность проблем экологической этики заставляет в настоящее время пересматривать программы системы высшего образования. Вопросы экологической этики все чаще включаются в вузовские курсы экологии, охраны природы, заповедного дела, а в ряде вузов Украины, России и Беларуси уже читаются отдельные курсы по экологической этике. Во многих высших учебных заведениях и колледжах Западной Европы, США, Канады, Австралии экологическая этика на экологических и философских факультетах преподается с 1970—1980 годов как самостоятельная дисциплина.

Задача курса экологической этики для вуза — не только познакомить студентов с современными экоэтическими концепциями, касающимися места и роли человека в природе, но способствовать формированию у молодых людей нового, этичного отношения к природе. Что, в свою очередь, поможет создать условия для превращения будущего человеческого общества в общество без насилия, где в равной степени уважаются и защищаются права как человека, так и природы.

Другая задача курса — разрушение основанного на антропоцентризме старого, потребительско-циничного, негуманного отношения к природе.

Экологическая этика как самостоятельная дисциплина или часть курса лекций по экологии, этике, охране природы и т.д. может преподаваться на экологических, философских, биологических, педагогических, географических, геологических, технических, ветеринарных, лесных, охотоведческих, сельскохозяйственных и других факультетах вузов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: