ИСТОЧНИК права- внешняя форма выражения государством норм права.
Выделяют 4 основные формы права:
1. Нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. (Конституция, законы, подзаконные акты) Нормативный акт - доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ.
- Нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы.
- Нормативные акты, как правило, определенным образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или реализации.
- Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм.
- Нормативные акты поддерживаются Г, им охраняются. В случае нарушения положений нормативных актов нарушители преследуются и наказываются на основании закона.
|
|
2. Правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку). В РФ правовой обычай имеет незначительное распространение (ст. 5 гр-го кодекса РФ – она признает обычаи делового оборота в качестве правовых норм). Правовой обычай признается источником права тогда, когда он закрепляет уже давно сложившиеся отношения, одобряемые населением. В рабовладельческих и феодальных обществах обычаи санкционировались решениями суда по поводу отдельных фактов. Сейчас встречается и другой способ санкционирования государством обычаев — отсылка к ним в тексте законов.
Не каждый обычай может являться правовым для этого необходим ряд условий: признание его государством, не противоречие закону, наличие срока действия.
3. Юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юр.делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дела. Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного характера решению суда по конкретному делу. Обязательным для судов является не все решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение. Из прецедента постепенно могут складываться и нормы законов. В недавнем прошлом в советской правовой науке прецедент как источник права оценивался только отрицательно, однако в последнее время тон критических высказываний несколько смягчился. Более того, уже встречаются предложения о необходимости приравнять судебную доктрину к источникам права. Думается, что предлагаемое возможно, но для этого необходимы независимый суд и соответствующая правовая подготовка судей, а также формирование их правосознания в том направлении, при котором станет возможным их правотворчество.
|
|
4. Нормативный договор - содержащее юридические нормы соглашение между различными субъектами права.
Такие договоры могут быть направлены не только на установление прав и обязанностей конкретных сторон, но и на установление норм права которые обязуются соблюдать будущие участники правоотношений.
Как источник права появляется
• в международном праве(межд. Договоры),
• Конституционное право(федеративный договор),
• Трудовое право (коллективный договор на предприятии)
Общие принципы права- основные руководящие начала правовой системы.
Юристы в отсутствии закона или прецедента могут ссылаться на принципы справедливости, доброй совести, социальной направленности права и др.
Идеи и доктрины:
Роль доктрин в современных условиях крайне важна для совершенствования законодательства, для создания самих правовых понятий и методологии.
Правовая доктрина широко используется как источник права в странах ислама.
Религиозные тексты источник права для Шариата.
Такие источники права наиболее характерны для мусульманского права, в целом имеющего религиозную основу. В первую очередь следует назвать Коран и Сунну. Коран – это священная книга, представляющая собой собрание обрядовых и юридических установлений, речей и заповедей Мухаммеда – пророка Аллаха; Сунна – это жизнеописания пророка Мухаммеда, своего рода итог толковании Корана.