Регулятивная функция Выражается в форме нормативных или правоприменительных актов, осуществляется в общих или конкретных правоотношениях, устанавливающих статус граждан и компетенцию государственных органов и юр. лиц. Особенности этой функции заключаются прежде всего в установлении позитивных правил поведения в орагнизации общественных отношений, в координации социальных взаимосвязей. В рамках регулятивной функции выделяют регулятивно статическую и регулятивно динамическую функции. Статическая выражается в воздействии права на общ. Отношения, путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. Динамическая функция выражается в воздействии права на общ. Отношения путем оформления их движения. (например если отношения собственности являются в гражданском праве отражением статики, то обязательственные отношения, опосредующие переход вещей, вещных прав, установление обязательств, отражают регулятивную динамику.)
Подобную функцию обеспечивают, как правило, правовые стимулы - поощрения, льготы, дозволения, рекомендации. Данные средства способствуют удовлетворению интересов лиц, открывая простор для их активности, инициативы, предприимчивости.
|
|
Охранительная функция осуществляется с помощью правовых ограничений - обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений и имеет вторичный характер. Данная функция производна от регулятивной и призвана ее обеспечивать, ибо охрана и защита начинают действовать тогда, когда нарушается нормальный процесс развития тех или иных социальных связей, когда ему препятствуют конкретные помехи. Для того чтобы устранить с пути данное препятствие, и используются правовые ограничения, охраняющие и защищающие интересы лиц.
Основные учения о сущности права (теория естественного права Гоббс Локк, нормативистская Кельзен и социологическая школы права Эрлих Муромцев, психологическая теория Петражицкий Росс, марксистская теория).
Сущность права — это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная характеристика права, которая отражает природу и назначение его в жизни общества
Основные теории права:
Естественно-правовая (позитивистская):
«Право есть совокупность естественных прав человека»(Гоббс, Локк)
1. Теоретическое и практическое различение права и закона. Наряду с позитивным (принятым законодателем) правом существует высшее, настоящее - "естественное" право, свойственное человеку от природы (право на жизнь, на свободу, на сопротивление угнетению, собственности и т.д.).
2. Не всякий юридический закон, будучи даже безупречным по форме, содержит в себе право. Содержание любого закона должно быть подвергнуто проверке с позиций его соответствия "естественным" человеческим, общественным, природным и т.д. нормам: все, что противоречит в позитивном праве "естественному" праву, не может считаться правом.
|
|
3. Право и мораль тесно взаимосвязаны: сам термин "правовое" означает содержательное соответствие юридических предписаний требованиям морали, где мораль выступает правотворческой и правоприменительной определяющей права.
4. Источник прав человека находится в самой человеческой природе. Юридические права человек приобретает от рождения, и эти права не могут как "дароваться" человеку государством, так и отчуждаться в пользу последнего.
Достоинства:
провозгласили естественные права человека. (шаг к правовому гос-ву)
верно заметили что законы могут быть и не правовыми.
провозгласив источником прав природу, отбирает у гос-ва возможность произвола.
Недостатки:
умаляет формально-юридические свойства права.
понимает право как абстрактные нравственные ценности, из-за чего теряется критерий законного и противозаконного.
Нормативистская теория:
«право- есть пирамида не зависящих от сущего норм»(Штаммлер, Новгородцев, Кельзен)
право- сфера должного, а не сущего и должно изучаться в чистом виде вне зависимости от политических, социально-экономических и других условий.
право-это система норм (пирамида) построенная по иерархии, каждая норма черпает законность в норме большей юридической силы.
В наибольшей степени нормативистская теория права разработана Г. Кельзеном. Право в названной теории представляет собой иерархическую (ступенчатую) систему норм, представляемую в виде лестницы (пирамиды), где каждая верхняя ступенька обусловливает нижнюю, а нижняя ей подчиняется.
И если верхней ступенькой являются конституционные нормы, а далее, соответственно, идут нормы обыкновенного закона, нормы правительственного акта, нормы инструкций министерств и ведомств вплоть до индивидуальных актов, то принцип соответствия одной нормы другой как раз и означает утверждение строгого режима законности.
Кельзен ранее подвергался безоговорочной критике, которая была в большей степени обусловлена идеологическими факторами. Он, например, не задавался вопросом о классовой сущности права, отвергал изучение права в аспекте экономики и политики, не задумывался, откуда берется исходная норма права, так называемая основная норма, стоящая над конституцией и нормами международного права.
Достоинства:
иерархия правовых норм по юридической силе.
связывает нормативность правовых актов с формальной определённостью.
признают за государством возможность влиять на общественное развитие путём установления и обеспечения норм находящихся на вершине пирамиды НПА.
Недостатки:
слишком увлеклись формальной стороной права, игнорируют содержательную сторону(нравственные начала юридических норм, соответствие их общественным потребностям).
преувеличивает роль гос-ва в установлении эффективных юридических норм.
Социологическая теория права(теория живого права):
«Право- это реализация законов, юридические действия»
(Эрлих, Муромцев, Паунд)
разделяют право и закон. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов.
под правом понимаются юридические действия, практика, правопорядок, применение законов.
относят судей к субъектам правотворчества, которые наполняют законы правом. Закон который ни разу не применялся не право.
Достоинства:
обращено внимание на практику применения права.
фиксирует приоритет общественных отношений как содержания права.
призывает создавать ЖИВЫЕ ЗАКОНЫ.
|
|
Недостатки:
если под правом понимать реализацию права, то так как реализация права может быть и законной и противозаконной, теряются чёткие границы правомерного и неправомерного.
в силу переноса значительной части правотворческих функций на судей, возникает опасность некомпетентного применения права(это противоречит принципу разделения властей)