Бланк методики
Инструкция: Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения:
№ | Утверждение | Абсолютно не согласен | Не согласен | Скорее не согласен | Скорее согласен | Согласен | Полностью согласен |
1. | В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение | ||||||
2. | В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности | ||||||
3. | Если друг предал, надо отомстить ему | ||||||
4. | К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение | ||||||
5. | В споре может быть правильной только одна точка зрения | ||||||
6. | Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах | ||||||
7. | Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные | ||||||
8. | С неопрятными людьми неприятно общаться | ||||||
9. | Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения | ||||||
10. | Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества | ||||||
11. | Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности | ||||||
12. | Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше | ||||||
13. | Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же | ||||||
14. | Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей | ||||||
15. | Для наведения порядка в стране необходима "сильная рука" | ||||||
16. | Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители | ||||||
17. | Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение | ||||||
18. | К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться | ||||||
19. | Беспорядок меня очень раздражает | ||||||
20. | Любые религиозные течения имеют право на существование | ||||||
21. | Я могу представить чернокожего человека своим близким другом | ||||||
22. | Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим |
Обработка результатов
|
|
Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы.
|
|
Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 ("абсолютно не согласен" – 1 балл, "полностью согласен" – 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы ("абсолютно не согласен" – 6 баллов, "полностью согласен" – 1 балл). Затем полученные баллы суммируются.
Номера прямых утверждений: 1, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22.
Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19.
Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:
22-60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.
61-99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.
100-132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека "границ толерантности", связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).
Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:
1. Этническая толерантность: 2, 4, 7, 11, 14, 18, 21.
2. Социальная толерантность: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20.
3. Толерантность как черта личности: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22.
Субшкала "этническая толерантность" выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Субшкала "социальная толерантность" позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. Субшкала "толерантность как черта личности" включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.
В 2001 – 2002 гг. с целью валидизации и стандартизации опросника было проведено исследование в 16 городах Российской Федерации (всего опрошено 434 человека). Задачей исследования была диагностика изменения уровня толерантности после осуществления целенаправленного психологического воздействия – тренинга толерантности. Именно эта задача решалась в рамках совместного проекта Российского Красного Креста и Научно-практического Центра "Гратис" "Толерантность как способ взаимной адаптации вынужденных мигрантов и местного населения". Опрос осуществлялся психологами региональных приемных РКК. Экспресс-опросник заполнялся участвующими в тренингах старшеклассниками дважды: до начала занятий и после их завершения.
В 2002 г. также были опрошены студенты различных факультетов Дагестанского Государственного университета и факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, а также практические психологи г. Москвы, занимающиеся проблемами толерантности и межкультурного взаимодействия. Пятая часть опрошенных студентов из ДГУ прошла тренинг толерантности, и его участники заполняли опросник до и после тренинга. Результаты перечисленных исследований частично представлены в Таблице 1.
|
|
Таблица 1. Средние значения индекса толерантности в различных группах
Студенты ДГУ | Студенты ДГУ (после тренинга) | Студенты психол. фак-та МГУ | Практические психологи Москвы | Военно- служащие в Чечне | |
Количество респондентов | |||||
Среднее значение индекса | 80,2 | 90,3 | 88,8 | 103,5 |