Урок провел___________________Дата __________Время_______________
Школа___________ Класс______________ Место проведения____________
По списку учеников___________ Присутствовало ______________________
Занималось _______________________
Фамилия наблюдаемого ___________________________________________
Задачи урока: 1. __________________________________________________
2. __________________________________________________
3. __________________________________________________
Хронометрировал урок ____________________________________________
Содержание деятельности одного ученика | Показание секундомера | Распределение времени по видам деятельности | |||||
Объяс- нение и показ | Выпол- нение упраж- нений | Отдых | Пере- строе- ния | Про- стой | При меча ния | ||
Подготовительная часть | |||||||
Основная часть | |||||||
Заключительная часть | |||||||
ИТОГО |
При хронометрировании урока в протокол заносятся сведения в первую графу: «Распределение времени по видам деятельности» и «Показания секундомера» Остальные графы заполняются после урока.
|
|
В них вносятся затраты времени на каждое действие, а также нерациональные затраты (простои). Для этого вычисляется разница между
временем окончания данного действия и показаниями секундомера, соответствующего окончанию предыдущего действия. Затем все временные данные суммируются по всем графам с выделением затрат времени в подготовительной, основной и заключительной частях и в целом по уроку. На основании этих данных вычисляются процентные показатели общей и моторной плотности и заносятся в таблицу:
Общая и моторная плотность урока
Части урока | Общая плотность | Моторная плотность |
Подготовительная часть | ||
Основная часть | ||
Заключительная часть | ||
Урок в целом |
Общая плотность урока – это отношение педагогически оправданных затрат времени к общей продолжительности урока.
ОП=t оз 100%: t общ.
ОП – общая плотность;
t оз – педагогически оправданные затраты времени, мин;
t общ – продолжительность урока, мин.
Педагогически оправданные мероприятия:
• организация занимающихся, проверка домашних заданий, постановка учебных задач;
• выполнение общеразвивающих упражнений;
• помощь, страховка;
• подготовка и уборка снарядов;
• изучение техники выполнения упражнений;
• использование наглядных пособий;
• педагогический контроль;
• подведение итогов.
К снижению общей плотности урока относятся педагогически неоправданные траты времени:
|
|
• неоправданные простои на уроке (несвоевременная подготовка мест занятий);
• неподготовленность учителя к уроку;
• излишняя словесная информация;
• неудовлетворительная дисциплина.
Общая плотность должна приближаться к 100%.
Моторная плотность урока: Это отношение времени, использованного непосредственно на двигательную деятельность учащихся, к общей продолжительности урока.
МП= t фу100%: t общ.
МП – моторная плотность;
t фу – суммарное время, затраченное на двигательную деятельность, мин;
t общ – продолжительность урока в мин.
Показатели моторной плотности зависят от типа урока и задач, поставленных на уроке. Она не может достигать 100%, так как подобное построение занятия приведет к снижению эффективности учебной работы.