Архетипы – это некие центральные идеи, имеющие архаическое происхождение, вокруг которых формируются четкие мифологические образы и сюжеты

Проявление архетипов наблюдается в сфере мифов, фольклора, в символике искусства, в религии и философии, в опыте сновидений, галлюцинаций и мистических видений.

Юнг считал, что нет ни одной мысли, которая не отражала бы архетипов, большая часть которых возникла в тот период, «когда люди мыслили, но еще не осознавали себя».

По мнению К.Г. Юнга архетипов существует столь же много, сколь и типичных ситуаций в жизни.

· «архетип живой и мертвой воды» (вода разрушает и, одновременно, сотворяет жизнь);

· архетип «матери» (Представления о «Великой матери» существуют у земледельцев; «мама!» – человек кричит от страха);

· образ «матери-земли» (необходимая половина возникновения жизни; плодовитость; разделение всего на мужское и женское, упорядоченное и хаотичное и т.д.);

· образ «пещеры» (как женское начало; как лоно; место начала и конца жизни);

· архетип «двойной матери» или «двойного рождения» (обряд крещения; инициации);

· (предметы) образ «камня» (В древних, первобытных обществах даже необработанные камни имели глубоко символическое значение. Они часто считались местами обитания духов или богов и применялись в первобытных культурах в качестве надгробных памятников, пограничных столбов или объектов религиозного поклонения. Отношение к камню и сейчас «пропитано» данными ассоциациями);

· (животные и растения) образ «животного» (Рисунки животных выполняли роль «двойника». Символически убивая его, охотник пытался предвосхитить и гарантировать удачу в реальной охоте. Этот вид симпатической магии исходит из реальности двойника, изображенного на картине: что происходит на картине, произойдет в реальности. Психологическая подоплека такого подхода заключается в сопряжении существа с его изображением, которое рассматривается как душа этого существа (именно в этом заключается причина, почему большинство людей из первобытных племен отказываются фотографироваться; изображение животного как символа плодородия; переодевание в животное как отражение тотемистических представлений);

· (формы) «круг» (как защита; отражение «образа мира» и движения времени; разные направления движения круга как символ движения в будущее и вспять, как созидание и разрушение);

· «бинарный архетип» (доброе – злое, черное – белое; прекрасное - безобразное и т.д.);

· «троичность», «троица» (две крайности и гармоничная сила, примиряющая крайности).

· архетипической является идея «Золотого века», «Рая», «Эдема» ( где в изобилии имеется все для каждого, и где всем человеческим детским садом правит великий справедливый и мудрый вождь );

· архетип «смерти и воскрешения», «вечного возвращения» (как правило рождается в культурах, связанных с земледелием; очень много примеров. Осирис и Изида; Венера и Адонис; Иштар и Таммуз; проводы и встреча времен года; осенние проводы и весенняя встреча животных и растений; воскрешение Христа);

· «отцовский» или «патерналистский» архетип сурового, руководящего мужского начала (проявляется в номадических и ремесленных культурах);

· «танец» (можно трактовать как отражение космогонии творения; как отражение демонического начала; как отражение воздействия на мир);

· представления о «враждебном существе»;

· «темнота» (потенциальная опасность, страх, тайна, черная кошка).

В русской культуре, сформировался особый перечень архетипов, проявляемых наиболее часто. В других культурах данные перечни отличаются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: