Гендерный (поло-ролевой) аспект народной художественной культуры

Гендер – это специфический набор (культурных) характеристик, которые определяют социальное поведение мужчин и женщин, включая их взаимоотношения между собой.

С позиций гендерного подхода биологические отличия мужчин и женщин не столь значимы, сколь значимы отличия полов, прививаемые той или иной культурной традицией.

Понимание специфического статуса мужчин и женщин формируется практически во всех культурах. В частности, устанавливаются особые требования к поведению полов, к манере держать себя в обществе, к внешнему виду, к одежде, к сфере интересов, к перечню занятий и профессий, к семейным обязанностям и т.д.

В контексте гендерных оснований, присущих тем или иным культурам, формируется особое самосознание мужчин и женщин, которое выглядит настолько естественным, что не всегда осознается самими носителями гендера в качестве феномена, всего лишь сконструированного самой культурой.

Проявлений гендера в контексте различных культур существует множество. Например, есть культуры, где более важный статус имеет женщина (период матриархата; феминистские субкультуры), есть культуры, где доминирует мужской фактор (кочевые и земледельческие), есть культуры гендерного равноправия (западноевропейский тип).

Кроме того, гендер непостоянен и может меняться, отражая различные процессы изменений культуры в ходе ее истории (например, процессы эмансипации женщин и движение феминизма, обозначившиеся в западноевропейской культуре на рубеже XIX –XX веков, пришедшие на смену мужской гендерной доминанте).

Содержание гендера формируется в культурах не случайно, а вполне закономерно: в зависимости от условий существования людей, от их образа жизни, от доминанты определенных видов деятельности, от исторических традиций и т.п.

Важно учесть, что гендер, сформировавшийся в пространстве определенной культуры, полностью соответствует ее органике, то есть внутренней природе. (Здесь можно сослаться на особый гендер у номадов, земледельцев и ремесленников; разные гендеры в культурах Запада и Востока; советский гендер).

Исходя из данного тезиса, можно утверждать, что в пространстве каждой традиционной культуры формируется специфический гендер, обнаруживающий свое проявление в художественном творчестве народа, то есть в фольклоре. Фольклор в данном случае обеспечивает сохранность и трансляцию гендера.

Исходя из образа жизни людей, в традиционной культуре формируются особые требования к полам, к тому, каким должен быть мужчина и какой должна быть женщина; как мужчина и женщина должны себя позиционировать в коллективе (поведение, одежда, интересы и т.п.).

Формируются акценты на то, кто важнее; чья деятельность является более значимой для адаптации и выживания общества. В результате устанавливаются гендерные доминанты или ассиметрии (в традиционных культурах, как правило, это мужская доминанта).

Устанавливается особый круг занятий, которыми может заниматься мужчина и женщина в контексте земледельческого образа жизни. Оба пола в традиционных культурах должны быть работоспособными и трудолюбивыми, но специфика конкретных видов деятельности, которыми они должны заниматься, зависит от физических возможностей полов, а также от особенностей их психики (например, женщины лучше справляются с монотонной работой … шитье и ткачество. Им больше по силам приготовление пищи, стирка, вязание снопов…; пахота, война, строительство дома – мужское дело).

В земледельческих культурах важен мужчина – сильный труженик, защитник, заботливый отец семейства и т.д.

Женщина уступает мужчине и, в первую очередь, ассоциируется с материнством; она должна быть покорной и верной женой; должна уметь ждать; быть терпеливой и трудолюбивой и т.д.

О гендерном факторе в НХК можно говорить в двух аспектах:

1-й аспект. Отмеченные гендерные различия, выраженные в том, каким должен быть мужчина и какой образ жизни он должен вести, и, соответственно, какой должна быть женщина, достаточно широко транслируются на уровне фольклора (в эпосе, в былинах, в сказках, в песнях, в лубочных картинках, в пословицах и т.д.).

При помощи фольклора в культуре обеспечивается процесс конструирования, сохранности и трансляции гендера!!! В традиционных культурах гендер стабильный и практически неизменный.

2-й аспект. Сам фольклор имеет гендерную специфику и по возникновению и бытованию делится на мужской и женский, а также на смешанный.

Здесь достаточно много примеров. Например, существуют песни, танцы и другие формы фольклора, которые возникают сугубо в женской среде и исполняются только женщинами; существует особая сфера женских вещей, а также вещей, которые женщины создают и украшают. Кроме того, можно вспомнить про женские заговоры, гадания на суженого и т.д. Наконец, многие феномены женского фольклора сопровождают исключительно женские виды деятельности.

То же самое и в мужском фольклоре… (например, пение, которое сопровождает косьбу; походный солдатский фольклор и мн. др.

Можно указать на то, что с гендером нередко соотносят не только половые различия, но и половозрастные. Данные факторы также ярко обнаруживают себя в фольклоре.

В частности, каждый возраст у мужчин и женщин имеет специфический социальный статус, обусловленный тем, какую роль может играть тот или иной возраст в функционировании культуры. Соответственно, в рамках мужского и женского гендера мы можем фиксировать некоторые градации. Основная суть этих градаций на уровне разных полов выражена в формировании особого мира детства мальчиков и девочек; в почитании старших, как хранителей опыта; а также в высоком статусе взрослых мужчин и женщин, как наиболее эффективных участников процесса самосохранения и воспроизводства определенного образа жизни людей.

В традиционной культуре люди стремятся повзрослеть и, далее, вполне спокойно относятся к наступающей старости, воспринимая ее как естественный ход вещей. Более того, в традиционных обществах возраст демонстрируют, поскольку с возрастом человек обретает более значимый статус. Для сравнения – в культуре Запада человек стремится вырваться из детства и всегда оставаться в возрастных рамках18-25 лет. Старость воспринимается как нежелательный возраст. Старости боятся, ее скрывают.

Таким образом, сформировавшись в определенных конкретно-исторических условиях, гендер начинает жестко и неизменно транслироваться на уровне фольклора, отражая сущностные качества традиционной культуры как таковой. И если культура будет сохранять определенный образ жизни, то гендер меняться не будет.

Однако если культура будет втянута в орбиту инноваций, позволяющих пересмотреть ролевые функции мужчин и женщин в жизни общества, то гендер наверняка начнет изменяться (например, когда деревенские жители перебираются в промышленный город, гендерная ассиметрия, направленная на мужчин, начинает слабеть и фактически уравнивает женский и мужской пол).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: