Термин «менеджмент» (management) прочно вошел в нашу жизнь, заменяя, а иногда и отменяя привычное русское слово «управление», когда речь идет о руко водстве деятельностью рыночных субъектов (хозяйствовании). Такая деятельность в равной мере присуща и крупнейшим корпорациям с сотнями тысяч работников, и отдельным лицам, например организаторам концертов, продавцам в системе се тевой торговли и т. п. В ее рамках определяются направления и масштабы работы, осуществляются ее планирование, контроль, руководство людьми, их стимулиро вание и проч. Менеджмент — это руководство не подчиненными и не институциональной структурой (учреждением, коммерческой или некоммерческой фирмой, их отдель ным подразделением), а делом.
Возникновение менеджмента как особого вида деятельности было обусловлено развитием рыночных отношений и появлением крупных предприятий с сотнями и тысячами рабочих, которыми владельцы уже не могли квалифицированно руко водить. Они вынуждены были нанимать для этого профессиональных управляю щих, предоставлять им самые широкие полномочия и самостоятельность. Группы таких людей также получили наименование «менеджмент» (русская аналогия — «руководство»). Перед менеджментом как разновидностью практической деятельности стоят две главные задачи: • тактическая (поддержание устойчивости функционирования организации и всех ее элементов); • стратегическая (развитие и перевод ее в качественно новое состояние). Эти задачи решаются в рамках трех видов менеджмента: • общего (постановка целей, выработка стратегии, путей развития, решение организационных вопросов, контроль); • линейного (руководство текущей работой основных и вспомогательных под разделений); • функционального (управление решением общефирменных задач, планиро вание, научные исследования и проч.).
|
|
В зависимости от периода, на который ориентируется управленческая деятельность, выделяют:
Текущий обеспечивает поддержание параметров соответствующего объекта в рамках допустимых отклонений в реальном масштабе времени.
Опережающий (перспективный) менеджмент связан с прогнозированием, пла нированием и реализацией нововведений с учетом риска.
Контролирующий менеджмент нацелен на корректировку и преодоление нега тивных последствий принятых в прошлом решений.
Организационный менеджмент управляет процессами создания организации, формирования или преобразования ее структуры, механизма управления; выра ботки норм, регламентов, правил, инструкций и проч. Производственный менеджмент обеспечивает эффективное осуществление ос новной деятельности предприятия (в соответствии с технологией) путем ее направ ления в нужное русло, координации субъектов и ресурсов. Причем термин «произ водственный» здесь можно понимать в широком смысле, как относящийся к пред приятию любой сферы (заводу, банку, агрофирме). Объектами производственного менеджмента являются постановка целей, выбор стратегии, планирование, оптимизация объема и структуры выпуска продукции, организация трудового и технологического процесса, их регулирование, устране ние сбоев и неполадок, контроль, руководство людьми, стимулирование, расста новка кадров и т. п. Глава 3. Менеджмент: сущность и функции 27 Снабженческо-сбытовой менеджмент управляет процессами заключения хозяй ственных договоров, закупки, доставки и организации хранения сырья, материа лов, комплектующих изделий, а также произведенных товаров, их предпродажной подготовки, отправки покупателям. Инновационный менеджмент осуществляет управление нововведениями, коор динацию и контроль научных исследований, прикладных разработок, создание опытных образцов товаров и услуг, внедрение их в производство; формирование и оценку планов и программ инновационной деятельности, организацию их ре сурсного обеспечения; стимулирование творчества. Маркетинг-менеджмент ведает едва ли не самой важной и сложной на сегод няшний день сферой хозяйственной деятельности организации — поведением фирмы на рынке. С его помощью осуществляется изучение последнего, оценка те кущей и перспективной конъюнктуры, отбор целевых рынков, формирование ка налов сбыта, выработка ценовой и рекламной политики и т п. Лерсонал-менеджмент решает задачи подбора, расстановки, обучения, разви тия, повышения квалификации кадров; разрабатывает системы вознаграждения и стимулирования; отвечает за создание благоприятного морально-психо логического климата, улучшение условий труда и быта, поддержание контактов с профсоюзной организаций и разрешение трудовых споров и конфликтов. Финансовый менеджмент занимается вопросами составления бюджета и финан сового плана организации; формированием и распределением фонда ее денеж ных ресурсов, портфеля инвестиций; оценкой текущего и перспективного финансо вого состояния. Элементами финансового менеджмента являются налоговый, кото рый ищет законные способы оптимизации величины уплачиваемых организацией налогов, а также риск-менеджмент. Эккаунтинг-менеджмент управляет процессом сбора, обработки и анализа дан ных о работе организации; их сравнением с исходными и плановыми показателя ми, результатами деятельности других организаций с целью своевременного выяв ления проблем, вскрытия резервов и обеспечения полного использования имею щегося потенциала. В последние годы начинают активно говорить о менеджменте знаний, управляю щем процессами их выявления, отбора, хранения, распространения, придания им дополнительной ценности, повышения их качества с помощью фильтрации, син теза, облечения в новые формы и проч., позволяющих более эффективно их ис пользовать на практике. Кроме того, менеджмент знаний связан с созданием обу чающей среды, в том числе интерактивной, где люди постоянно обмениваются ин формацией и есть все возможности для ее эфективного осмысления и усвоения. Центральная задача в управлении знаниями состоит в том, чтобы облегчить вы явление, обмен и использование имеющихся информационных ресурсов, передо вого опыта, творческих возможностей. Это важно, и потому, что в перспективе все крупные организации должны де литься на малые самоуправляемые структуры, которые из-за относительно неболь шого собственного информационного и интеллектуального потенциала должны будут добывать и ассимилировать чужие знания.
|
|
Принципы, методы и функции менеджмента.