Управление как деятельность реализуется в совокупности управленческих про цессов, т. е. целенаправленных решений и действий, осуществляемых менеджера ми в определенной последовательности и комбинации.
Любая управленческая деятельность состоит из следующих этапов: 1) получение и анализ информации; 2) выработка и принятие решений; 3) организация их выполнения; 4) контроль, оценка полученных результатов, внесение коррективов в ход дальнейшей работы; 5) вознаграждение или наказание исполнителей. Эти процессы развиваются и совершенствуются вместе с организацией.
Управленческие процессы содержат как жесткие (формальные) элементы, например правила, процедуры, официальные полномочия, так и мягкие, такие, как стиль руководства, организационные ценности и проч. Особенности управленческих процессов определяются как объективными, так и субъективными факторами.
Целью конкретного управленческого процесса является изменение или, наоборот, сохранение управленческой ситуации, т. е. такой совокупности обстоятельств, которые оказывают (могут оказать в будущем) положительное или отрицательное влияние на организацию. Ситуация характеризуется количественными и качественными показателями (длительностью, остротой, местом и причинами возникновения, содержанием, кругом участников, важностью, сложностью, перспективами развития и т. п.).
|
|
Управленческий труд представляет собой совокупность действий и операций, с помощью которых менеджер обеспечивает подготовку и реализацию отдельных решений. Он относится к категории труда умственного, осуществляемого в виде нервно- психических усилий, и существует в трех формах: эвристической, административной и операторной. Такой труд требует инициативности (и одновременно умения подчиняться), повышенной ответственности. Эвристический труд сводится к совокупности действий по изучению проблем и разработке вариантов их решений — организационных, экономических, технических. В зависимости от сложности и характера задач он выполняется руководителями и специалистами. Административный труд является уделом в основном руководителей. Он связан с выполнением таких видов работ, как распорядительство (доведение в устном и письменном виде принятых решений до исполнителей), инструктирование, кон троль и координация деятельности подчиненных, их оценка, мотивация, проведе ние собраний и совещаний, прием посетителей, ведение деловых переговоров, от веты на письма и телефонные звонки, обход рабочих мест Важнейшим моментом административного труда является целевое управляю щее воздействие. По типу оно может быть приказом, рекомендацией, советом, порицанием, по хвалой и проч. По форме воздействие бывает непосредственным или опосредованным, явным или неявным, мягким или жестким.
|
|
По способу передачи воздействия подразделяются на официальные и неофициальные. Неофициальное воздействие дополняет официальное. Сегодня оно считается более предпочтительным и многие ситуации разрешаются только на его основе. Операторный труд направлен на техническое обеспечение производственных и управленческих процессов необходимой информацией.
Он выполняет следующие функции: • документационную (оформление, размножение, сортировкаихранение документов); • первично-счетную и учетную (сбор статистической, бухгалтерской и иной инфор мации о производственных, хозяйственных, социальных и иных процессах, проте кающих в рамках организации); • вычислительную и формально-логическую (последовательная обработка собранной информации и осуществление на ее основе и по заданному алгоритму необходимых расчетов); • коммуникативно-техническую (поддержание связи между субъектами). Этот труд выпадает на долю специалистов и технических исполнителей. Часть его, строго говоря, не относится к умственному, поэтому для его характеристики иногда используют термин «нефизический труд».
В целом управленческий труд является сложным, что обусловлено несколькими обстоятельствами. Во-первых, масштабами, количеством и многогранностью решаемых проблем, свя зей между ними, разнообразием применяемых методов, организационных принципов. Во-вторых, необходимостью принимать новые, нетрадиционные решения, по рой в условиях неопределенности, что требует глубоких профессиональных зна ний, опыта, широкой эрудиции. Глава 1. Что такое управление? 9 Наконец, в-третьих, необходимостью оперативно самостоятельно действовать, брать на себя риск и нести ответственность за последствия. Управленческий труд состоит из отдельных/7обо/и, объектом которых являются носители информации (чаще всего документы). Управленческие работы классифицируются по следующим основаниям: 1) по целевому назначению (предвидение, активизация, контроль и проч.); 2) по временному горизонту (перспективные, тактические, оперативные); 3) по этапам (целеполагание, анализ ситуации, выявление проблемы, поиск реше ния); 4) по направленности (на решение внутренних или внешних проблем); 5) по сферам (экономическая, социальная, технологическая); 6) по объектам (производство, финансы и проч.); 7) по формам и методам осуществления; 8) по организационной роли (дифференцирующие и интегрирующие); 9) по характеру преобразования информации (стереотипные, выполняемые по ал горитму, творческие); 10) по содержанию: • коммуникационные (ведение переговоров, прием посетителей, обход организа ции, выезд в командировки); • распорядительные и координационные (доведение до исполнителей принятых ре шений, постановка задач, инструктирование); • контрольно-оценочные (проверка своевременности и качества выполнения зада ний); • аналитико-конструктивные (изучение информации и подготовка решений); • информационно-технические (сбор, первичная обработка, хранение, выдача све дений) и т. д. Каждая работа представляет собой самостоятельный комплекс управленческих операций (часть процесса, в рамках которого информация подвергается однократ ному изменению или перемещению). Таких операций может быть до 1000, а каждая из них содержать до 20—30 элементов. Управленческие операции подразделяются на творческие, логические и техни ческие. Творческие являются наиболее сложными. Они предполагают такие действия, как абстрагирование, анализ, сравнение, синтез, прогнозирование, принятие решений. Логические операции выполняются по заданному алгоритму (например, состав ление бухгалтерского баланса) и в отличие от первых регламентируются специаль ными документами. Они проще, но также требуют для выполнения специальной подготовки. Технические операции (например, первичная обработка, хранение, получение информации), как и некоторые логические, могут быть полностью или частично механизированы. У руководителей удельный вес творческих операций - 60 процентов, у специали стов - 40 процентов. У технических исполнителей доля логических операций - 20 процентов, остальные -технические. Документально зафиксированная последовательность выполнения элементов управленческого процесса, определяющая состав, очередность, содержание со ставляющих его операций, получила название управленческой процедуры. 1 о Раздел I. Введение в менеджмент Процедура должна отражать цель работы, производственные и информацион ные потоки, используемые и разрабатываемые документы, порядок их прохожде ния, содержание; быть минимально сложной и трудоемкой. Управленческие процедуры способствуют: • рациональной последовательности выполнения управленческих работ; • равномерной загрузке, согласованности и единству действий персонала; • принятию рещений там, где это наиболее целесообразно; • экономии времени; • ограничению вмешательства вышестоящих руководителей. Чаще всего процедуры выполняются по правилам, которые определяют то, что и как должно быть сделано в конкретной ситуации. Это защищает каждого участника управленческого процесса от давления извне, освобождает отличной зависимости. Но одновременно с уменьшением произвола офаничивается свобода действий и растут бюрократические тенденции.
|
|
Технологии социального управления.
Под технологией управления понимается совокупность методов и приемов реа лизации управленческих функций. Рассмотрим их более подробно. 1. Линейная технология характеризуется строгой последовательностью отдель ных работ и операций, вытекающих друг из друга в соответствии с заранее намечен ным планом. Она используется в типовых случаях при достаточной определенно сти ситуации и конечной цели (например, на транспорте). 2. Когда невозможно точно оценить ситуацию, вьщелрггь ключевую проблему и наметить однозначную цель, технология управления может быть разветвленной. Же лаемый результат достигается на основе совокупности решений, разрабатываемых од новременно по нескольким направлениям, или одного, имеющего многоаспектный характер. Обычно такое положение имеет место в сфере научных исследований. 3. Технология управления по отклонениям, возникшим на предыдущей фазе процесса, предполагает, что частично последние вообще не требуют корректиров ки, частично их преодоление возможно силами самих исполнителей, и лишь при их значительной величине необходимо вмешательство руководителя. Такой подход позволяет не отвлекать его на пустяки и дать возможность сосредоточиться на глав ных проблемах. Однако он аребует больших затрат времени и средств на создание нормативной базы, тщательного наблюдения и анализа отклонений, ведет к фор мализации и бюрократизации управления. 4. Технология управления по ситуации применяется в условиях высокой не определенности. Она исходит из складывающихся обстоятельств и использует адекватные им методы. Фазы управленческого процесса здесь часто независимы друг от друга, и менеджер принимает оперативные решения на основе постоян ного наблюдения и анализа изменений во внешней и внутренней среде органи зации. 5. Технология управления по результатам заключается в том, что в зависимости от степени решения поставленных задач происходит уточнение последующих управленческих действий. Такая технология часто применяется при отсутствии достаточной определенности ситуации и расплывчатости конечной цели, напри мер при руководстве войсками в боевых условиях. 6. Технология управления по целям близка к предыдущей, но ориентируется на контроль и стимулирование достижения не официальных заданий, а личных целей, Глава 1. Что такое управление? 11 сформулированных работниками на их основе совместно с непосредственными ру ководителями и зафиксированных в специальном документе. 7. Технология поискового управления исходит из полной ясности задач, но не возможности точно определить пути их решения. Тогда последнее разрабатывается, отталкиваясь от цели, в обратной последовательности фаз и корректируется по ситуа ции. Такой тип управленческого процесса имеет место при подготовке долгосрочного решения в условиях высокой неопределенности.
|
|