Особенности современного менеджмента

Современная научно-техническая революция не только создала новые товары, услуги и технологии, но и во многом преобразовала социально-экономическую жизнь общества. Речь идет о следующем. Во-первых, коренным образом изменилась роль человека в производстве. Прежде тот воспринимался лишь как один из его факторов наряду с машинами и оборудо­ ванием; сегодня же превратился в основной стратегический ресурс организации. Люди теперь рассматриваются не как «винтики», а как главное достояние ком­ пании в конкурентной борьбе и источник прибыли. Это обусловлено их способно­ стью к творчеству, которая сейчас становится решающим условием успеха любой деятельности. Сегодня затраты, связанные с персоналом, представляются уже не досадными расходами, а инвестициями в «человеческий капитал». Их объектами являются ор­ ганизация медицинского обслуживания, отдыха, занятий спортом; создание усло­ вий творчества; развитие личных способностей и проч. Наступает эра человеческо­ го измерения экономики. Во-вторых, изменилась роль фирм. Увеличение масштабов их деятельности, появление гигантских производственных комплексов стало оказывать ощутимое воздействие на общество и окружающую среду. В связи с этим в 60-х гг. XX столетия сформировалась концепция социальной ответственности менеджмента перед обществом. Она реализуется путем принесения ему пользы через прибыль и участие в решении широкого спектра социальных проблем.

В современное понятие социальной ответственности входят: • ориентация фирмы на перспективные социальные интересы; • возмещение общественных издержек (например, экологических); • оптимизация перспективной прибыли; • сохранение капитала фирмы как элемента богатства нации. Таким образом, менеджмент сегодня во многом обеспечивает социально-эко­ номическое развитие не только фирмы, но и общества в целом. Вьщеляются следующие виды социальной ответственности: экономическая, заключающаяся в максимизации доходов (а следовательно, и на­ логов, поступающих в бюджет), предоставлении обществу по разумным ценам то­ варов и услуг и создании хорошо оплачиваемых рабочих мест; правовая, выражающаяся в соблюдении фирмой юридических обязательств в сфере экономики; этическая, проявляющаяся в достойном поведении компании, следовании ею более жестким стандартам, чем общепринятые. 34 Раздел I. Введение в менеджмент В-третьих, резко ускорились темпы изменений, возросла нестабильность во всех сферах социально-экономической жизни. В-четвертых, стали набирать скорость процессы глобализации, обостряться об­ щечеловеческие проблемы (экологическая, энергетическая, демографическая и проч.). В-пятых, в развитых странах произошел переход от индустриальной к постинду­ стриальной, а сегодня и к информационной экономике, основанной на компью­ терных технологиях. В результате в 1980-х гг. проявилась ограниченность традиционного «рациональ­ ного менеджмента«>, считавшего фирму закрытой системой с заданными стабильны­ ми целями, глубокой специализацией, централизацией управления, ориентацией на упорядоченность и четкую регламентированность деятельности, обеспечение ее ус­ тойчивости с помощью методов жесткого планирования, администрирования, контроля и т. п. Это потребовало смены управленческой парадигмы (греч. paradeigma — пример, образец), т. е. базовой концептуальной модели, объединяющей целостный ком­ плекс идей, принципов, подходов к осуществлению управленческой деятельности, принятой в качестве образца для определенного периода. Суть перехода к новой парадигме, основывающейся на системном и ситуацион­ ном подходе к управлению, состоит в следующем. Во-первых, фирма рассматривается как открытая система, главные предпосыл­ ки успеха которой находятся в ее окружении. В связи с этим первостепенной зада­ чей менеджмента является адекватное реагирование на различные внешние собы­ тия. Успех такого реагирования обеспечивается на основе: • ориентировки на предвидение в деле принятия решений; • интеграции всех функций и сторон деятельности фирмы; • учета интересов собственников, деловых партнеров, персонала, управленцев, местных властей. Во-вторых, главное внимание уделяется человеческим ресурсам - их творчеству, предприимчивости, максимальной автономии работника, что позволяет организа­ ции обеспечивать гибкость и адаптивность. л В-третьих, все более наглядно проявляется тенденция к максимально возмож­ ному равноправию субъектов управленческого процесса, на смену централизации (управление по вертикали) приходит отказ от принципов иерархии — децентрали­ зация, предоставляющая большие права низовым уровням (управление по гори­ зонтали на основе взаимной координации участников). В-четвертых, безразличное или негативное отношение к своим обязанностям, пассивность, отчужденность, порожденные тяжелыми условиями труда, бесправи­ ем работников, сменяются заинтересованностью, приобщением к делам организа­ ции, стремлением проявить себя. В-пятых, ориентация менеджеров на обеспечение точности и бесперебойности технологических и хозяйственных процессов сменилась нацеленностью на дости­ жение конкретного результата, необходимого потребителю (повышение качества, экономия у него расходов, снижение цен). Иными словами, произошел переход от производственного к маркетинговому подходу к управлению. Глава 3. Менеджмент: сущность и функции 35 В-шестых, меняется характер внутренних взаимоотношений в организации. Агрессивность, конфронтация, конкуренция постепенно уступают место спо­ койствию, поиску компромиссов, консенсуса, сотрудничеству. В-седьмых, другим становится подход к разработке и реализации управленче­ ских решений. Ориентация на прошлый опыт и традиции, единовластие, конфор­ мизм, слепая исполнительность, неприятие риска постепенно сменяются устрем­ ленностью в будущее, поощрением творчества, в том числе и коллективного, допу­ щением разумного риска. В-восьмых, акцент на материальные и организационные факторы деятельности как основу успеха сменяется вниманием к персоналу, способному решать сложные научно-технические задачи. В-девятых, прежний упор на количественные результаты постепенно дополня­ ется стремлением обеспечить высокое качество во всех сферах деятельности орга­ низации. В-десятых, происходит переход от управления в условиях массового производ­ ства и спокойной конкуренции к управлению индивидуализированной деятельно­ стью при остром соперничестве. Но прежняя классическая модель менеджмента полностью не отвергается. Ее элементы используются в экстремальных ситуациях, когда требуются быстрая кон­ центрация ресурсов на ключевых направлениях и оперативная координация дея­ тельности. Особенностями современного российского управления являются высокий ин­ теллектуальный потенциал руководителей, наличие большого опыта государствен­ ного управления и освоения высоких технологий. Но отечественный менеджмент сегодня находится еще в состоянии количественного роста и качественные резуль­ таты его пока мало интересуют.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: