Организация управления структурами с отделениями и международными компаниями

27. Концепция рациональной бюрократии М.Вебера.

В 1916 г. крупнейший немецкий социолог М. Вебер разработал «идеальный тип» административного управления, обозначив его термином «бюрократия». Ее отли­ чительными признаками ученый считал: • наличие специальных управляющих, не обладающих собственностью; 2 66 Раздел V. Управленческие структуры и управленческие полномочия • глубокое разделение труда по функциональному принципу, т. е. по отдель­ ным направлениям деятельности, позволяющее использовать узких специ­ алистов-экспертов, четкое распределение обязанностей между ними; • наличие канцелярии, или «бюро» (сегодня — офиса), где собраны основные документы и откуда осуществляется процесс руководства; • построение органов управления по иерархическому принципу, т. е. на основе ступенчатого подчинения (лица, подчиненные одним, одновременно явля­ ются начальниками других); зависимость числа уровней управления и руко­ водителей от общего количества подчиненных; • ответственность каждого менеджера перед вышестоящими как за свои дейст­ вия, так и за подчиненных; • обязанность работников прилагать все силы на благо организации; их лояль­ ность по отношению к ней и безусловное подчинение руководителям; • система официальных правил, норм, формальных процедур, определяющих права, обязанности и ответственность руководителей и сотрудников, их пове­ дение в конкретных ситуациях и служащих основой управления, контроля и координации деятельности; • построение внутренней системы отношений на формальных началах как взаимодействие между должностями, а не личностями; • соответствие квалификации служащих занимаемой должности, что офажда- ет их от произвола и увольнений; • подбор кадров по формальным признакам на конкурентной основе с после­ дующим должностным повышением в зависимости от старшинства, стажа ра­ боты и достигнутых в предыдущем периоде результатов; • поощрение сотрудников исключительно за техническую компетентность. Все это вместе, по мысли М. Вебера, делает поведение управленцев предсказуе­мым, облегчает координацию их работы и ее контроль, повышает производитель­ ностьтруда. Главными достоинствами бюрократии М. Вебер считал быстроту при­нятия решений, компетентность, минимальную конфликтность, обеспечиваемые единоначалием. М. Вебер видел в бюрократии систему, превосходящую другие по своей четко­сти, стабильности, дисциплине исполнения. Он полагал, что «полностью развитый бюрократический механизм выглядит по сравнению с другими организациями точ­ но так же, как машина в сравнении с немеханическими формами производства». Поэтому он рассматривал ее как необходимый и неуничтожимый атрибут любой организации. Таким образом, бюрократия — это специфическая форма организации труда управленцев, обеспечивающая предельно четкое и эффективное функционирова­ние фирмы и ее подразделений на основе официально установленных норм и пра­вил. Поэтому формальную организацию называют бюрократической.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: