Линейные и функциональные структуры управления

Линии полномочий, которыми связаны субъекты управленческой деятельно­ сти, образуют основу управленческой структуры организации. Если в последней нет подразделений, а число работников, выполняющих несложные однородные функции, не превыщает нормы управляемости, для нее характерен один уровень управления. Соответствующая структура управления является простой линейной (на предприятиях она получила название бесцехо­ вой). Принятие рещений здесь полностью сосредоточено в руках одного лица (руко­ водителя, хозяина), который непосредственно направляет всю деятельность испол­ нителей и объединяет в своих руках полномочия (с преобладанием линейных).

С ростом масштабов организации и углублением разделения труда в ней появля­ ются подразделения. Управленческая структура усложняется, превращается из од­ ноуровневой в двухуровневую (руководитель организации — руководитель подраз­ деления). Линейный характер связи между субъектами прослеживается здесь гораздо на­ гляднее, чем в предьщущем случае. Но полномочия первого лица остаются еще функционально не расчлененными, и на него в основном возлагается ответствен­ ность за направление и координацию текущей работы исполнителей. Такая управ­ ленческая структура получила название слоокной линейно

В целом линейные структуры имеют четко выраженные линии подчинения, предполагают прямое воздействие руководителя, в руках которого сосредоточены все виды полномочий, на объект управления. Это обеспечивает оперативность и точность действий, исключает получение ис­ полнителями противоречивых заданий, возлагает полную ответственность за все на первое лицо.

Рост размеров и усложнение деятельности организаций (прежде всего промыш­ ленных предприятий) привели к тому, что их подразделения стали группироваться по функциональному принципу, т. е. по основным направлениям деятельности (про­ изводство, сбыт, управление, финансы и проч.).

Однако, несмотря на теоретические достоинства, на практике такой подход ока­ зался нежизнеспособным. Нескоординированные решения специалистов в его рамках, какими бы хорошими они сами по себе ни были, неизбежно вступают в противоречие друг с другом (не зря же говорит китайская пословица: «Много кормчих — корабль разбивается»). Борьба же за приоритетность их реализации по­ рождает конфликты и вносит дезорганизацию в систему управления. Такие неустранимые недостатки функционального управления обусловили не­ обходимость вернуться к принципу построения управленческих структур на основе линейных полномочий, но с включением функциональных элементов.




double arrow
Сейчас читают про: