Централизация и децентрализация управленческих полномочий

Полномочия в управленческой структуре распределяются не всегда равномерно и могут бьггь сосредоточены преимущественно на верхних или на нижних ее «этажах». Тогда в первом случае имеет место их централизация, а во втором — децентрализация. Стержень централизации — концентрация права принятия решений на высших уровнях управления организацией. Децентрализация, наоборот, предполагает воз­ можность предоставление такого права нижестоящим подразделениям.

Степень централизации (децентрализации) управленческих полномочий опре­ деляется следующими обстоятельствами: 1) необходимостью распределения дефицитных ресурсов и проведения единой по отношению ко всем подразделениям политики, что при значительной децентра­ лизации затруднительно; 2) издержками, связанными с принятием общеорганизационных решений. Чем те «дороже», тем на более высоком уровне данные вопросы должны рассматриваться; 3) размерами. Из-за сложности координировать внутренние процессы крупные организации необходимо разбивать на ряд самостоятельных структур, руководство которых должно быть максимально приближено к уровню принятия решений и раз­ вивать между ними горизонтальные связи; 4) спецификой деятельности. Некоторые ее виды могут технически офаничивать возможности централизации полномочий, другие — требовать стратегических решений, невозможных вне централизации; 5) динамикой среды. Быстрое приспособление к ее изменениям требует децент­ рализации; 6) историческими традициями и взглядами высшего руководства; 7) подготовленностью кадров к самостоятельной деятельности.

Децентрализация позволяет: • быстро разрабатывать и принимать самостоятельные инициативные реше­ ния, в том числе при участии непосредственных исполнителей (поэтому важ­ ность децентрализации растет со степенью конкурентности среды и увеличе­ ния темпов развития); • адекватно отражать в этих решениях объективную ситуацию; • отказаться от детальных инструкций из центра, снизив этим самым его пере­ грузку второстепенными проблемами, сократив информационные потоки и упростив в целом управление; • ориентировать исполнителей на конкретные результаты, а не на показатели; • быстрее осуществлять обучение персонала; • предоставить работникам широкую инициативу в деле принятия решений (са­ мая трудная задача администрации — не мешать их самостоятельности), сде­ лать их работу интереснее.

Достоинствами централизации являются: • облегчение концентрации усилий на ключевых направлениях деятельности в соответствии с интересами фирмы; • устранение неоправданного дублирования управленческих функций, эконо­ мящее затраты (например, вместо бухгалтерии в каждом подразделении в фирме создается единая бухгалтерия с меньшим штатом сотрудников); • сосредоточение процесса принятия решений в руках тех, кто лучше знает об­ щую ситуацию, имеет большие знания, опыт; • облегчение контроля и координации деятельности в масштабах организации, поддержания дисциплины и порядка, стабилизации рабочего состояния, от­ клонения от которого считаются вредными (поэтому централизация пред­ почтительнее в период спада); • улучшение использования опыта и знаний управленческого персонала. Однако централизация имеет свою оборотную сторону: • замедляется реакция вследствие значительных затрат времени на передачу информации, ее больших потерь, искажения; • важнейшие решения принимаются высшими руководителями, плохо пред­ ставляющими себе конкретную ситуацию и местную специфику, в результате чего они оказываются недостаточно качественными. В то же время исполни­ тели, находящиеся «в гуще событий», не могут проявлять инициативу. По­ скольку в этом случае решения навязываются, то из-за отсутствия заинтере­ сованности они неэффективно реализуются

23. Виды управленческих полномочий.

ельные, рекомендательные, представительские, согласительные. Рассмотрим их более подробно. Суть распорядительных полномочий состоит в том, что их обладатели имеют право принимать решения, обязательные для исполнения теми, кого они касаются. Эти полномочия могут быть общими, линейными и функциональными. Общими полномочиями обладают представители высшего руководства организа­ ции — директората, правления и проч. Они распространяются на вопросы поста­ новки целей, выработки стратегий, контроля всех основных сторон деятельности, действия в чрезвычайных ситуациях. Линейные полномочия предполагают наличие прямой должностной связи между руководителями и исполнителями. В их рамках первые предписывают вторым, что, когда и где те должны делать или, наоборот, не делать, чтобы обеспечить достижение поставленной цели; несут ответственность за каждого из них и координацию работ. Функциональные полномочия осуществляются в условиях косвенных связей. Они предполагают принятие соответствующими руководителями обязательных для ис­ полнения решений, регулирующих деятельность работников, непосредственно подчиненных другим (линейным) руководителям. Эти решения обычно предписы­ вают методы работы, иными словами то, как действовать для достижения целей.

Обладатели рекомендательных полномочий при необходимости могут давать со­ веты нуждающимся в них руководителям, каким образом лучше всего решить тот или иной узкий вопрос. Но в отличие от предьщущего случая эти советы не носят инициативного характера и не являются обязательными для исполнения. Представительские полномочия, позволяющие их обладателям действовать от имени администрации включают: Контрольно-отчетные полномочия предоставляют возможность их носителям осуществлять проверку деятельности других сотрудников, требовать от них предос­ тавления необходимой информации, анализировать ее и направлять результаты вместе с собственными выводами в соответствующие инстанции. Координационные полномочия реализуются в процессе выработки и принятия со­ вместных решений. Лицо (подразделение), которое ими обладает, имеет право согласовывать деятельность отдельных субъектов управленческой структуры и на­ правлять ее в русло, соответствующее целям организации.




double arrow
Сейчас читают про: