В эпоху эллинизма получили распространение следующие философские школы: стоики, эпикурейцы, киники (циники), киренаики, скептики

В эпоху эллинизма в древнегреческом обществе произошли крупные перемены – пошла на убыль полисная демократия. Все более широкий размах принимало разложение греческого общества. Особенно это коснулось такой стороны жизни людей – как нравственная. Эти настроения так или иначе нашли свое выражение в философских учениях. Стоическая философия в своем развитии прошла ряд этапов: ранняя стоя – 3-2 в.в. до н.э., средняя стоя – 2-1 века до н.э., поздняя стоя – 1 в. до н.э. – 3 в. н.э. – Сенека, Эпиктет, М. Аврелий (философ,рим. импер-р) Стоики разделили философию на три части, выделив такие разделы как логика, физика и этика, и это вообще не случайно. Поскольку этические проблемы этой школы вышли на первый план. Стоики рассматривают философию ни только как учение, а как житейскую мудрость, образ жизни. Они были первыми, которые считали, что философия представляет собой – науку умирать. Они выдвинули в качестве лозунга «Освобождение от зависимости внешних сил, от собственной страсти и даже от страха перед смертью». Они полагали, что каждый должен быть готов с достоинством принимать удары судьбы, сохранять при этом душевное равновесие, и невозмутимость.

Идеалом стоиков и мудрецов было: состояние безмятежности, равнодушие к внешним событиям, внутреннего покоя. Отсюда знаменитое выражение:

- «с достоинством принимай неизбежное»

- «делай что должно, а там будь что будет»

Стоики верили в судьбу, рок, они считали, что у каждого из живущих нет выбора – он должен следовать законам природы, своей предначертаной судьбе. А если он попытается поступить иначе – все равно жизненные обстоятельства заставят его следовать велению рока. Характерные черты стоиков: неучастие в жизни государства, игнорирование законов, если они служат злу; восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие лучших достижений мировой культуры; высокий аскетизм в мыслях и поступках; осуждение бедности, болезней, нищеты, человеческих пороков; стремление к счастью – высшая цель человека. По целому ряду моментов у стоиков были взгляды, которые развивал крупный философ эпохи эллинизма – Эпикур. Эпикур в отличие от своих предшественников стал рассматривать первичным не общество взятое отдельно, не отдельные группы людей, а именно отдельных индивидов. По Эпикуру эти индивиды задают общественный тонус, создают условия для свободной жизни и деятельности. Этим взглядам соответствовала – атомистическая философия Эпикура, в которой каждый отдельный человек уподоблялся атому образуя таким образом, специальную единицу общества. Эпикур внес заметный вклад в трактовку атомистики, он стал рассматривать движение атомов не только лишь прямолинейное, но и допускал отклонение от такой линии, свободное падение тел. Целью человеческой жизни по Эпикуру является счастье, которое он усматривал, прежде всего, в удовольствии. Широко распространено мнение, что Эпикур сводил удовольствия к грубым чувственным наслаждениям. Но, судя по всему, дело обстоит далеко не так. Эпикур был верен античному этическому идеалу - везде и всюду соблюдать меру. В силу этого можно утверждать, что под удовольствием он разумел так же как и стоики – внутренний покой, невозмутимость, безмятежность. Эпикур резко критиковал многие античные традиции в том числе и те, которые внушали страх перед смертью. В этой связи глубокий непреходящий смысл до сих пор сохраняют известное его рассуждение: «Людям не следует бояться смерти ибо, пока мы живы смерти нет, а когда наступит смерть, нету нас

Киники - философская школа, которая обосновала идею свободу вне общества. Киники вели паразитический образ жизни, не имели семьи, игнорировали государство и законы, презирали традиционную культуру, мораль, богатство, концентрировали внимание на человеческих пороках. Наиболее известными представителями киников являлись Антисфен, Диоген Синопский. Лозунгом киников был: «Без общины, без дома, без отечества». Диоген не оставил фундаментальных философских трудов, однако вошел в историю своим анекдотическим, скандальным поведением и образом жизни: жил в бочке; вывел понятие «гражданин мира»(космополит); отвергал брак; не признавал никаких законов, кроме законов природы; жил попрощайничеством; идеализировал жизнь первобытных людей и животных.

Киническая философия возникла в период кризиса античного полиса и завоевало симпатии людей, не нашедших своего места в обществе. В современную эпоху большое сходство с философией и образом жизни киников имеют философия и образ жизни йогов, хиппи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: